воскресенье, 3 марта 2013 г.


Квачков и Пустота




Безусловно последние четверть века в истории России – время уникальное, т.к. столь грандиозная цивилизационная деградация во всех сферах случалась редко в истории человечества, особенно с учётом огромных советских простор. Идёт демодернизация, коснувшаяся и нас, в процессе которой некоторые люди, социальные группы, знания просто оказываются не востребованы и забыты. Следствием этого является непонимание, колоссальный ценностный разрыв между поколениями, Россия состоит из множества небольших суррогатных стран, живущих в разных географических, климатических, временных, национально-культурных измерениях. История с Квачковым может быть рассмотрена в разных аспектах, я хочу видеть в ней живую реакцию несломленного осколка недооценённого великого прошлого.

Умнейший Станислав Белковский прав: нет более антикоммунистической страны, чем сегодняшняя Россия. Я хочу добавить к его словам логическое продолжение: «СССР – более европейская страна, чем РФ сегодня, ибо Союз – часть европейской культуры Просвещения, культуры Модерна, с левым якобинским уклоном». Кратко можно охарактеризовать «Советскую Цивилизацию» следующими тезисами:

1. Власть отделенная от собственности. Это общеевропейский контур эпохи модерна. Я считаю, что СССР начал гибнуть тогда, когда священный принцип стал нарушаться (особенно рельефно выделяется масштабное свинство позднесоветской номенклатуры).

2. Рациональное знание. Колоссальный вклад в человеческую культуру и науку, приоритет прогресса и саморазвития – результат этого принципа в чистом виде.

3. Массовые агенты социализации. Это семья, учебные заведения и армия (как раз то, что сейчас разваливают).

4. Нация. Национальные демократии Европы - неотъемлемая часть Модерна. СССР нес в себе посыл национального государства советского народа, который так и не смогли выковать конструктивисты в Кремле.ы

5. Культ честности. Вся массовая советская культура пропитана ценностью открытости, альтруизма и правды.

Что из вышеперечисленного есть в современной России, даже если допустить некоторую долю интерпретации на современный лад? У Пелевина в романе «Поколение П» есть замечательная фраза про «пустыню реальности», которая открылась перед советскими людьми в 90е – очень меткое словосочетание, актуальное и сейчас. Как на неё, эту пустоту, должен делать представитель Модерна? Военный, герой, патриот?

…Да, неизбежно наступает ответная защитная реакция. Бунт против постсоветского Хаоса. Да, Квачков устал, не молод и не здоров, он запутался и не справился со всем грузом реальности. Да, его взгляды можно назвать нетерпимыми к некоторым этническим группам, да, он груб. Да, он «перегибает палку», но эта его нездоровая реакция, - зеркало нездоровья общества, которое на него морщится, ибо неприятно осознавать это. Полковник Квачков - это тихая неравная мужественная борьба с обстоятельствами, непонятый военный, не принимающий действительность, живущий советскими ценностями и офицерской этикой. Герой войны, разведчик – он часть нашего прошлого, живая история, требующая признания и справедливости, неприниамающая настоящего. Он живой укор новым поколениям и напоминание наших предков о Стране, Нации, Единстве. Где он мог себя реализовать, стать полезным и нужным в постсоветском обществе? Какие знания и навыки он нёс, необходимые для создателей современного дискурса? В стране, где на звание элиты претенудют Канделаки, Собчак, Сурков, Путин, Сечин, Шендерович, Тимакова, Немцов? Кем он будет уважаем, в стране где сдают военных по просьбе феодала из южной республики, а солдаты спецназа сами закупают оружие для выполнения воинского долга? Где устойчиво неуважаем военный, учитель, учёный? Где нет культа честности? Где нет патриотизма в массовой культуре, а власть с алхимической быстротой превращается в состояние, а состояние во власть? Квачкову в такой среде места нет. Сама реальность стыдливо вытолкнула его в клетку, как выталкиваются жидкости и газы из области с высоким давлением туда, где оно ниже. В тюрьму. Скорее, скорее изолировать опасного для разложения и быдлятины носителя чуждой культуры! Чубайс остался доволен. В зале суда в наручниках и рубахе Квачков – персонаж глубоко постмодернистский, карикатурный, несерьёзный, как будто усмешка над всей русской идеей, русским движением. И глубоко страдающий. Как и всё его одинокое поколение брошенных стариков, построивших уже разваленный и многократно оболганный СССР. Людей иной Эпохи, которых(-ую) мы, молодые, так и не поняли
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий