Что ждать? — этот вопрос мы задавали политикам, социологам, силовикам, людям при власти, около нее и в оппозиции к ней.
Сегодня, когда кажется, что ответ предопределен, мы задали этот вопрос последнему энциклопедисту нашего времени, человеку, мыслящему эпохами, оперирующему культурными пластами, сопрягающему математику, антропологию и филологию, читающему на всех европейских языках и многих языках почивших цивилизаций, профессору американского университета UCLA и РГГУ, автору книг и статей общим счетом более 1000 — академику Вячеславу Всеволодовичу Иванову.
Хорошие варианты у нас еще остались?
У истории есть свой план. Если у истории есть план не погубить человечество, что я сейчас все-таки допускаю, то тогда в ближайшее время история нам должна помочь.
Вы мыслите столетиями и тысячелетиями: «Индоевропейский язык и индоевропейцы» — так назывался ваш знаменитый двухтомник. Поэтому «ближайшее время» — это когда?
Год-два. Но это не стопроцентно.
ПараллелИ
Я очень опасаюсь Парижской коммуны. Что было? Они добились временного успеха, как, я думаю, вполне можно добиться в Москве, но при условии, если, скажем, часть ОМОНа или какая-то маленькая часть из тех, кого называют силовиками, от него, от Путина, тоже устала и по своим причинам хочет его сменить — тогда можно добиться временного успеха. Но это кончится очень большим кровопролитием. Это то, с чего началась теперешняя французская буржуазная демократия — как результат Великой французской революции, которая длилась примерно 100 лет. Наша
революция, которая началась в 1905 году, тоже уже длится немножко больше 100 лет. Но Россия (по размерам территории) гораздо больше, поэтому точные сроки у нас и Франции не могут совпадать. Но то, что сейчас происходит, это последние отблески того, что началось в 1905 году. Конечный результат нам понятен: буржуазная демократия — это будет. Вопрос: какой ценой? Наибольшая цена — неудачное восстание. Чем неудачнее, тем кровавее. Оно может даже иметь короткий успех, но потом будет подавлено. И это будет стоить огромной человеческой крови. Я не
преувеличиваю: вся история говорит о том, что это так. Значит, надо было бы найти такую систему хитрости, которая бы все-таки часть руководящей верхушки убедила в том, что им самим выгоднее мирным образом это кончить. В этом нельзя убедить ни Путина, ни Медведева, ни Чурова и так далее, но какое-то количество, скажем, олигархов, то есть людей, у которых реальная финансовая и другая власть — можно. Выбор такой: или мы проливаем массу крови, или все-таки находятся умные политики. Умные политики, это не значит — хорошие люди. Это значит — люди,
которые умеют идти на компромиссы. И компромисс в данном случае нужен: смена верховной власти необходима, и чем быстрее, тем лучше, но это надо делать с осторожностью.
Ошибка ХодорковскогО
Вы не допускаете, что Путин может пойти на либерализацию режима?
Вот это просто невозможно.
Почему?
Потому что у него патологическая страсть, я думаю, к деньгам. Не к власти — тогда можно было бы просто его сделать «Его Величеством». Он, наверное, об этом думает. Но он труслив. Если бы не боялся, то стал бы императором. Но любит он все-таки символические деньги. Ну зачем, скажите, ему нужно столько? Это ненормальность, но серьезная ненормальность: он понимает, что бежать ему будет некуда — хотя это был бы наилучший вариант, если бы он сел в самолет и улетел бы, скажем, в Финляндию или Италию. Но дальше начнутся расследования, Интерпол и прочие
неприятности — он это понимает. Я в его лице читаю смесь трусости, небольшого ума, бездарности и каких-то подавленных комплексов, которые делают его очень опасной личностью. Боюсь, что он вообразил себя воплощением национального духа или что-то в этом роде есть у него. Отсюда и эти игры с РПЦ.
В смысле — «всякая власть от Бога», РПЦ становится для него источником недостающей легитимности?
Я и говорю, если бы он не боялся, то короновался бы. Еще, может быть, и коронуют…
Многие с вами не согласятся, скажут, что вы недооцениваете ум и хваткость ВВП: он разделался с олигархами, кого-то заставил бежать в эмиграцию, кого-то, как Ходорковского, посадил — другие выучили урок. Он заставил бизнесы платить налоги — его предшественники, ни один, этого не смогли, он приучил, что без его решения ничего в стране не случается — ни большие сделки купли-продажи, ни обогащение, ни инвестиции…
Он бандит. Бандит умеет очень много делать. Сталин был бандитом. Вот, пожалуй, в этом смысле он сопоставим со Сталиным, потому что Сталин был тоже неумный и неспособный человек. Но бандит. А те, с кем он играл в политическую игру, даже Бухарин, который с ним как бы дружил, они его все-таки воспринимали как человека. А человеком он не был, у него не было человеческих эмоций. Я думаю, что у Путина только к собаке есть человеческие чувства. Я думаю, что ни к кому из окружающих у него никаких чувств нет. Понимаете, человек без человеческих чувств — это
ужасно. В чем ошибка Ходорковского? Ходорковский думал, что оттого что они едят шашлыки, которые жарил Абрамович, они становятся если не друзьями, то людьми в каких-то человеческих отношениях. А с ним никаких человеческих отношений быть не может.
Почему вы так в этом уверены?
Я с ним немножко разговаривал — сразу после ареста Ходорковского. Я ему сказал, что Ходорковский, по-моему, заслуживает хороших слов, поскольку он понимает, что нужно науку финансировать. Путин тогда был президентом и вручал мне медаль. То есть это были те времена, когда он еще не снял маски. Но когда я произнес имя Ходорковского, он позеленел. Реакция была биологическая. Передо мной уже никакой маски не было, а был страшный, кровавый человек. Вот я своими глазами это видел. Поэтому все, что происходило потом, меня уже ничего не удивляло.
А если протест, давление снизу будет нарастать?
Предположение, что на него можно оказывать давление, все-таки основано на том, что у него человеческие реакции. Уверяю вас, что нет. Его опасно пугать. Неопасно реально что-то делать. А вот просто пугать — опасно: если они испугаются, то начнут делать необратимые вещи. А это плохо.
Вы полагаете, что у них есть ресурс по-настоящему завинтить гайки? Согласитесь, сейчас свободы много больше, чем было при советской власти.
Мое объяснение — это от их крайней бездарности и неэффективности. Я не думаю, что они умеют что бы то ни было организовать. Это мое впечатление по тому, с чем я соприкасаюсь. Я немножко занимался последние два года финансированием науки. Чего-то добился. Вижу, как там пытаются мне помешать люди, которые хотят эти деньги прокручивать и так далее, не буду погружать вас в известные детали. Но во всем видно, что хотя они и преступники, но исключительно мало способные и очень мало удачные. То есть им удается просто потому, что на самом деле им никто
не сопротивляется.
Но поначалу-то — сопротивлялись. А в результате оказались в Лондоне. Путин сумел поставить под контроль все самые важные и ресурсные монополии.
Путин — пахан в огромной бандитской шайке. В бандитской шайке, я думаю, поначалу были способные люди. Тот же Абрамович, раз он столько денег заработал. Но они Путина недооценили: это грандиозная ошибка целой группы людей. Потом большую часть способных людей Путин растерял. Сил у них становится все меньше — режим рассыпается. Советский режим же тоже сам рассыпался.
КолеЯ
Вы говорите, говорили и раньше, что мы сейчас проходим через финал революции, которая началась в 1905 году. Почему 1905-й, а не 1917-й?
Потому что в 1905-м впервые было действительно широкое народное движение и были уже политические партии. То есть то, что необходимо для реальной революции. Революций в истории было довольно много: английская, мексиканская, китайская, и все они более или менее проходят через одинаковые циклы.
Первый — победа, потом — ряд внутренних стычек между вождями, друг друга убивают. Потом приходит Наполеон, или Сталин, или Кромвель. После них — разного рода бездарное междуцарствие… Знаете, я во времена Брежнева увлекался перечитыванием сочинения Карла Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», там описан Наполеон Третий, и там сказано: «Вокруг таких людей всегда есть циркачи». Ну подумайте, значит, даже циркач в семье Брежнева был предсказан. Не потому что Маркс, Маркс был гениальный, но не в этом дело, а в том, что это все
закономерности. И мы живем в этой закономерности. И побороть это нельзя. Мы находимся в этом, и нельзя выйти. Вот один из нас не может сказать: простите, до свидания, я ушел, история будет идти по-другому. Нет, не бывает.
То есть историческая колея предопределена?
Абсолютно точно. Так же как точно, что бывают кризисы, и никуда не уйти экономике капитализма от кризисов, это предсказанные и даже хорошо описанные вещи.
Правильно я понимаю, что, с вашей точки зрения, эволюционной смены режима — пусть даже через половинчатые, но постепенные реформы — быть не может?
Нет. Абсолютно нельзя на это надеяться, это ошибка. Кажется: вот произошел всплеск, люди массово вышли на улицу и сейчас власть начнет сама себя менять. Так, кстати, как раз было в 1905 году.
Но тогда, после событий 1905 года, царь даровал свободы, Конституцию, Думу…
Дал. А потом он арестовал вот этих же думцев — отец Набокова сел в тюрьму вместе со всеми другими депутатами первой Думы*.
*В результате разгона I Государственной думы (8 июля 1906 г.) 180 из 499 депутатов в Выборге составили воззвание, в котором призывали население в знак протеста не платить налоги и бойкотировать призыв в армию. 167 депутатов, подписавших Выборгское воззвание, были арестованы.
И сейчас ровно так же ничего не выполнено: это было вранье, пустые слова Медведева. Сейчас туман рассеивается, он ушел, и понятно, что ничего сделано не будет.
Значит, новые протесты тоже ничего не дадут?
Такие же, как были зимой, я думаю, ничего не дадут.
Все — бесполезно, ждать пока само развалится?
Нет. Мне кажется, что надо действительно вести работу по всей стране. То есть надо ездить, объяснять людям. Я думаю, что как ни относись к этой истории с Шеиным, но действительно нужно, чтобы в любой Астрахани, в любом Ульяновске люди начали просыпаться. Это совершенно необходимо. Парижская коммуна потому и погибла, что она была только в Париже. Да, Ленин совершил революцию в Петербурге и сам понимал, что это страшно рискованно. Но большевикам довольно быстро удалось Москву подчинить. А тогда Петербурга и Москвы было для России достаточно. Но в
нашем случае, боюсь, что Петербурга и Москвы уже мало. Из-за экономики, из-за того, что все-таки большая страна уже с Уралом, который требует внимания к себе, с Владивостоком и так далее. Какие-то большие центры надо охватить. Иначе возникнет опасность распада страны на куски. Ну то, что и было в начале гражданской войны (1918–1921 годов), но тогда было не страшно, что Омск был у Колчака, потому что от Омска мало что зависело. А сейчас, если вдруг, ну теоретически, Урал отпадает от Москвы и Петербурга, очень трудно удержаться той власти, которая
возможна. Потому что государство устроено в предположении, что это единая экономика. И так плохо работает экономика. А если распадутся все связи, наступит хаос. Погрузить Россию сейчас в хаос очень легко. Вот поэтому мне кажется опасным слишком мобилизовывать толпу: надо с помощью интернета все подготовить, проиграть варианты и только потом — действовать.
И у вас нет опасений, что это обернется новым 1917 годом — левые настроения в стране по-прежнему сильны?
Нет. У нас в России интеллигенция восприняла идею, что духовный мир не нуждается в материальных ценностях, что плохо. Поэтому типичный русский интеллигент богатство не любил никогда. Это вообще необязательное наше наследие, хотя оно представлено Толстым и другими, но это мне не кажется сильной стороной русской традиции. Думаю, что это само собой пройдет. Но отчасти общая нелюбовь к олигархам связана именно с этой традицией, делает ее возможной вообще. А на самом деле, конечно, должно быть безразлично, что происходит с твоим соседом, и если он
богатый, то скорее это хорошо, а не плохо. А вот внушить это среднему русскому мещанину очень трудно, но тем не менее можно.
Среди сегодняшних российских политиков вы видите Путину альтернативу?
Так нам разве нужен новый диктатор? Абсолютно нет. Как раз многие говорят, что Навальный может быть опасен именно тем, что он явно сильная личность. А в общем, нам, наверное, нужен более или менее спокойный человек, который бы занял ритуальное место и разрешил бы какой-то группе людей коллегиально управлять… Какой-то вариант парламентской республики: при теперешнем состоянии экономики это, я думаю, уже возможно.
А какое у вас сложилось впечатление о Навальном?
Способный человек, у которого есть будущее. Если его не убьют.
Причины и следствиЯ
Не могу не спросить вас: на переломе 1980–1990 годов 27 стран встали на путь посткоммунистической трансформации. В большинстве стран Центральной и Южной Европы, бывших сателлитов СССР — демократия, у нас же… Почему в России этот путь к буржуазной демократии, о которой вы говорите как о неизбежности, проходит так тяжко и со столькими откатами назад?
Я много раз бывал в Польше, могу об этом говорить. Там не было геноцида интеллигенции и способных людей, как в России. У нас же практически поколение старше меня просто уничтожили на войне, во время террора и так далее. То есть первое, что поразило меня в Польше еще до всякой «Солидарности», это то, что у них есть это поколение. В Катыни действительно убили десятки тысяч людей, но ведь это так заметно именно потому, что в поколении офицеров Катыни погибло сравнительно мало людей. У нас поколение старше меня и мое — люди либо погибли, либо
развращены. А следующее поколение училось у развращенного поколения. Знаете, я когда пишу на свои темы, то все время вижу — какое же количество талантливых людей погублено! Это просто трудно себе представить — как вообще страна выжила, как могла существовать? Образовалась гигантская пропасть… Поэтому сейчас и надо полагаться на молодых, на поколение Навального и Удальцова. Вот отсюда уже начинаются некоторые возможности…
Ряд исследователей, в частности Збигнев Бжезинский, считает, что в Польше особую роль сыграл институт Церкви — она сохранила свою независимость от государственной власти даже при коммунистах, в то время как в России РПЦ всегда поддерживала власть. В этом есть резон?
Ну да, это наша старая русская традиция, но я думаю, что она тоже преодолима. У нас хороших священников, я думаю, и сейчас много. Это все-таки опять влияние той самой верхушки. Вот Путин и Медведев, они задают плохой тон. Я так примерно себе представляю характер духовников у этих двух людей, это — фундаменталисты… Церковь разделится, и я не думаю, что она будет сильно влиять. Надеюсь, что нет.
Сейчас в России принимаются какие-то средневековые законы, направленные против людей нетрадиционной ориентации. Это неизбежно влияет на общественное сознание.
Я думаю, что очень много проблем сейчас возникает от того, что вообще много запретов. Главное — избавиться от идеи запретов. Потому что и роль православной церкви, и гонение на гомосексуализм, и многое другое — это все результаты того, что нет свободы в полном смысле. А свобода в полном смысле — это совсем не просто политическая свобода, нужна культура в широком смысле. И при всех недостатках американского устройства им удалось то, чего мы не сделали, что мы должны сделать были в конце горбачевского времени — не написана Конституция и
основные законы России, которые должны гарантировать свободу. Потому что то, что у нас есть, это не Конституция, а ерунда.
У России есть свой, особый путь?
Не вижу и не думаю… Но тут проблема с Китаем, конечно, поскольку мы рядом с Китаем. Если Китай действительно пойдет по пути конфуцианства, так говорят мне китаисты, то есть у них марксизм вроде уже такой внешний, а в основном — религия государства. И вот это соседство для России, конечно, плохое, потому что обожание государства — оно в Китае может привести к очень большой стабильности режима. Ну, наверное, это тоже будет капитализм, но особого, китайского уровня. Желательно нам все-таки быть ближе к Европе, чем к Китаю. Путин как раз склоняется
к Китаю, он, наверное, подробностей не знает, но интуитивно понимает, что лучше не быть в Европе, Европа его не вынесет, а Китай, наверное, до поры до времени его потерпит. Нет, я не думаю, что нам нужен какой-то особый путь, не видно его… Экономика — очень жесткая вещь, а сейчас эпоха глобальной экономики, и в целом она устроена одинаково. И у России нет другого выхода, как идти…
В Европу?
Там не только Европа, сейчас и Бразилия идет по этому пути, и в конце концов и Иран пойдет по этому пути. Россия в принципе одна из обещающих стран за пределами Европы. Бразилия уже прошла через период диктатур. В Чили была диктатура. Но вообще большая часть Латинской Америки пережила все, что было у нас, как раз относительно благополучным образом.
Все-таки вы не слишком ли демонизируете Путина? Уж очень мрачно все получается.
Я хорошего ничего от него не жду, а плохого жду — сильно испугавшись, может начать стрелять, сажать… В этом смысле ситуация, увы, очень опасная. Она не безнадежная, потому что страна и экономика, все на свете требует того, чтобы что-то изменилось. Даже Кудрин, который столько лет был тихим, это понимает. Но я боюсь, что первые два-три месяца президентства Путина могут быть опасные. Да, сейчас интернет, который, если его не отключат, может позволить мобилизовать людей, создать сначала виртуальные протесты в разных больших центрах страны,
проиграть тщательно варианты и только потом разворачивать реальный протест. А если это будет только в Москве — это очень рискованно. Понимаете, сейчас месяцы не определяют, это все-таки проблема года-двух. Хотя вообще у человечества очень мало времени. Мы все можем погибнуть, если будут такие правители.
Чтобы не заканчивать на этой печальной ноте, да и просто из любопытства: почему вас близкие называют Кома?
Когда родился, мама меня назвала Комочек — я всегда был такой шарообразный. Это мамино имя, а потом мне не удалось освободиться.
А почему Иванов с ударением на втором слоге, а не на третьем, как обычно?
Иванов — это правильное старое произношение в Сибири. Мой отец из Сибири, и наша фамилия в Сибири всегда звучала так. Вообще мы, конечно, никакие не Ивановы, потому что мой предок — это незаконнорожденный сын генерала Иванова, адъютанта генерал-губернатора и барона Кауфмана, покорителя Туркестана, и предположительно экономка родила от него. А нижний по чину взял на себя вину вышестоящего. Вот я и говорю, что, когда антисемитизм дойдет до крайности, я объявлю себя Кауфманом…
Вячеслав Всеволодович Иванов
Родился в 1929 г. Его отец — известный советский писатель, автор пьесы «Бронепоезд 14-69» Всеволод Иванов.
Сфера научных интересов Иванова — математическая лингвистика, антропология, семиотика, литературоведение. Его первая диссертация (1955 г.) — это исследование клинописного хетского языка, а вторая (1978 г.) — балтийского и славянского глагола. Большую часть своей жизни Иванов посвятил изучению индоевропейского праязыка и индоевропейской общности, результатом чего стал фундаментальный труд «Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры», написанный совместно с Т. Гамкрелидзе
и переведенный на многие языки мира: первый том посвящен фонетике, а второй — семантике языка-предка всех индоевропейских языков.
Его перу принадлежат книги и статьи, посвященные Велимиру Хлебникову и Варламу Шаламову, им написаны «Очерки по истории семиотики в СССР», книги «Лингвистика третьего тысячелетия» и «Наука о человеке: введение в современную антропологию». Иванов, который сам затрудняется сказать, на скольких языках мира он говорит и читает, переводил Гюго, Лопе де Вега, Киплинга, Тувима, в его переводах вышел сборник «Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии»: это переводы с хеттского, аккадского, иероглифического лувийского, финикийского,
ликийского и других древних языков Малой Азии.
Вячеслав Иванов — академик РАН, он окончил филфак МГУ им. Ломоносова (1951 г.), где потом вел семинар по математической лингвистике (1955–1958 гг.) — первый подобный в стране. В 1958 г. он был уволен из МГУ за несогласие с официальной оценкой романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и поддержку знаменитого языковеда, профессора Гарвардского университета Романа Якобсона: через 30 лет, уже в перестройку, это решение руководства МГУ было признано ошибочным и отменено. Иванов стал заведующим кафедрой теории и истории мировой культуры МГУ, а потом и
Института мировой культуры университета. До этого он 18 лет руководил сектором структурной типологии Института славяноведения АН СССР. В 1989–2001 гг. Иванов преподавал в Стэнфордском университете США, и уже 20 лет, с 1992 г. — профессор департамента славянских языков и литератур и программы индоевропейских исследований UCLA — Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Иванов также профессор РГГУ: в 2008 г. был издан курс его лекций «Дуальные структуры в антропологии» — в Москве Иванов, как правило, читает лекции в начале осени. Жена Вячеслава
Всеволодовича — Светлана Орлова, тоже филолог, выросла в семье известных диссидентов советского времени — Раисы Орловой и Льва Копелева.
© Новое время
410662: только открытое обсу 17.05.2012:
Мы хорошо усвоили за последние годы, что миром и людьми правит информация. Разрушительная и обманная - несёт разрушение и деградацию. Правдивая и созидательная информация несёт надежду на преображение жизни к лучшему. Чтобы не плестись за Западом по кривой дорожке к общечеловеческой западне-тупику, Россия должна, прежде всего, сбросить с себя чуждое ей внешнее информационное иго, стать субъектом управления информационных потоков, формирующих стержневые для общества: нравственные, мировоззренческие, ценностные ориентиры и основы. На это
должна работать вся многоуровневая система образования, СМИ, все виды искусств, культура в целом. Для этого необходима опора на свои державно-ориентированные кадры, а не на космополитную либеральную интеллигенцию, отравленную подражательством Западу и оторванную от корневых нужд и ценностей русской цивилизации.
Чтобы с максимальной пользой использовать богатейший творческий потенциал народов России, необходимо добиться принципа абсолютной открытости и доступности информационно-образовательной среды (прежде всего сегмента управленческой информации) для любого члена общества, способного и желающего освоить эти знания. Это расширит кадровую базу управленцев до границ всего общества. А с введением механизмов обратной связи – жёсткого спроса с управленцев всех уровней за качество их труда по контрольным параметрам социально-экономического
развития вверенных под управление территорий, позволит минимизировать в целом ошибки общественного развития.
Именно на таком принципе открытости и доступности общественно значимой информации должна строиться система образования, редакционная политика СМИ, дополнення жёстким фильтрованием вредоносной информации, культивирующей разноликие пороки и безнравственность, бьющей по индивидуальному и коллективному физическому и психическому здоровью. И никакой оглядки на менторно-поучающий тон «цивилизованного» либерально-тоталитарного Запада, не редко опускающегося до бесстыдства и цинизма в своей абсурдной толерантности к
противоестественному и греховному.
Принцип абсолютной открытости требует предварительного обсуждения и общественной экспертизы всех общественно значимых законопроектов и планируемых реформ.
410666: пора подниматься 17.05.2012:
Справедливость – стержневая категория русской цивилизации не должна оставаться заложницей как у благонамеренных представителей нынешнего общества и церкви, так и у дельцов-манипуляторов от политики и религии. Она должна быть наделена конкретной полновесной мерой: в системе семейных, общественных, духовных, материальных и иных интересов и проходить красной нитью через формируемую концепцию управления социальными процессами всех уровней: от личностно-семейного до глобального уровня.
Безыдейная Россия, своей государственностью не обретшая концептуальной властности в проведении в жизнь справедливого жизнеустройства обречена. Без выработки, общественного обсуждения и поддержки снизу, а затем и принятия на высшем уровне собственной концепции развития и управления с учётом глобализационных процессов она обречена на вписание по чуждому замыслу не в интересах народов России. Это касается любых изменений в любой сфере жизнедеятельности: будь-то вопрос вступления в ВТО, взаимодействие с НАТО, реформы образования и т.д.
Противоречивость ныне принимаемых законов и проводимых реформ – и есть отражение продолжающейся концептуальной неопределённости российской государственности. Преодолеть эту неопределённость в кратчайшие сроки – потребность сегодняшнего дня.
И это задача – всенародная, а не только удел чиновников от власти. Справедливо не только утверждение: «Каков поп, таков и приход». Характер власти во многом отражает преобладающий в обществе уровень нравственности. А потому: «каково население – таково и управление».
Нашему массовому сознанию необходимо преодолеть многовековую раболепскую холопскую психологию: «Вся власть – от бога», «Барин приедет, барин и рассудит», ибо это не соответствует человеческому достоинству. Пора мужику, по Салтыкову-Щедрину, начинать разбираться, в чём внутренняя политика. За далеко не надёжной скорлупой индивидуально-семейных и местечковых интересов от влияния глобализационных процессов не спрятаться. Судьба страны-цивилизации должна стать судьбой каждого сознательного человека. Ибо, не решив общей проблемы –
разворота страны к нравственно-мировоззренческому преображению, не решим толком ни одной из безграничного множества частных проблем.
410671: Марина 17.05.2012:
А не заикнулся бы Иванов про Ходора, так и статьи бы не было.Шутка. Статья нужная
410674: lexxx 17.05.2012:
Ну прям по тексту выходит, что наш главный то бес, живущий уже триста лет (недаром на картине итальянского живописца 18 века изображен)!
А так уж больно на Акакия Акакиевича, дорвавшегося до власти, похож!
410677: dsds 17.05.2012:
Сообщение удалено админом.
410683: гым 17.05.2012:
У Сталина была жестокая система ответственности - был и результат, при абсолютно мизерном потенциале.
410687: Олег Аккуратов 17.05.2012:
Уважаемые сибиряки, неужели нужно такое длинное и ненаучное нудное интервью свершенно некомпетентного мыслителя распространять по рассылкам? Что, в Сибири разве нет грамотных обществоведов, что вы тратите время и силы на получение вместо научного анализа и прогноза - обывательской дребедени? Или, может это мыслитель когда -нибудь сделал случайно оправдавшийся погноз, и потому вы его пригласили? Что-то мало верится.
410698: Эрна Неизвестная 17.05.2012:
Злободневно и вечно в нашей стране. Интервью не изобилует открытиями, но я согласна, что гражданин Путин - сплошной комок комплексов, к которым сегодня примкнул и страх. Быть ему лузером...в добрый путь-))
410701: Окак 17.05.2012:
«Если они испугаются, то начнут делать необратимые вещи»
Они уже испугались и начали жестокую зачистку лагеря на Чистопрудных.
Так что аффтор оказался прав..
410704: HOT_DOG 17.05.2012:
Глобально!
А вот и
Российская Глубинка и менталитет Граждан:
http://besttoday.ru/read/3564.html
с кем пойдем в грядущее?
410706: Окак 17.05.2012:
Но идет подспудное сопротивление этой крысятной власти. Народ просыпается, именно молодое поколение, там же стихи читались , были прекрасные песни, задушевные беседы..
Люди начинают понимать , что не в бабле счастье..Нужно возрождать культуру.
Мечта прежних поколений о нравственности и компетентности власти и об обратной связи всех структур управления-когда же осуществится?..
410709: гым 17.05.2012:
Окак.
Призвать засирателей уже не только мозгов, но и скверов к порядку - это что то необычайно противозаконное.
Бредить когда кончишь?
410717: посторонний 17.05.2012:
Какая сушь. авиор - больной человек, захлёбывающийся ненавистью Революция нужна только москвичам, им все денег мало. А мне вот просто жить спокойно хочется, детей растить. а все эти удальцовы и Навальные - бездельники волосатые.
410723: skrabb66 17.05.2012:
Хот дог, в центральной России всегда было много дармоедов, этим она славилась и славится. В Сибири так не выживешь. Здесь все равно надо работать
410725: Не посторонний 17.05.2012:
Поддерживаю Навального, Удальцова.
Молодцы парни. За вами бушующее. А Путин со всей компашкой, это куча гниющего навоза.
410727: vik 17.05.2012:
Хм.... человек конечно мудрый и заслуженный.
Но скажите, а почему я должен верить 83-летнему лингвисту говорящему о международной политэкономике? О геополитике? Он в них специалист? Он специалист в лингвистике.
Опять же, 83 года.
И почему автор считает, что может быть только буржуазная демократия, только она может установитсья в результате революции? В Европе да, устанавливалась она, опять же, не везде, Албанию вон если взять и т.д.
Ну а если посмотреть мировой опыт, то далеко не каждая революция приводила к установлению буржуазной демократии. Да и наш собственный опыт, нашей страны показывает это.
Так почему мы должны считать, что у нас будет всё происходить как в Европе, с их результатом, а не так как уже проходило у нас самих? Нет верить конечно можно, но продуктивно ли это.
Верить в то, что в результате революции установится буржуазная демократия могут разве что демократы из буржуазии, то есть верить в свою победу. Ну или их кто-то может пытаться убедить что победят они, главное начать.
Но, давайте разберёмся, в результате революций побеждают те силы, которых в обществе больше, которые циничнее, решительнее других.
Что это всё можно сказать про нашу буржуазию? Увы, она не циничнее левых, она не решительнее ультралевых, да и численно она не самый большой слой в нашем обществе.
Скорее даже предполжить, что на данный момент буржуазия самый малочисленный отряд в нашем обществе, её меньше всех остальных. ну так с чего надеяться на её победу?
Для того, чтобы у нас в результате революции смогла установиться буржуазная демократия в обществе должна быть эта самая буржуазия в достаточном количестве. В обществе вначале нужно воспитать буржуазную идеологию, буржуазные ценности, буржуазное вспитание. Чтобы они проникли в большую чатсь общества, вот тогда и на результат такой можно будет расчитывать.
Но такое воспитание общества это работа нескольких десятилетий, возможно одно-два поколения, учитывая 70-летнюю селекцию, которая проходила у нас.
О каких-то шансах победы демократии, настоящей демократии в результате революции, установления буржуазной демократии, можно будет говорить, когда основную массу нашего общества будут составлять те, кому сейчас лет по 13-14. Если не по 9-10.
И то, в случае, если планомерно будет вестись в обществе работа по их воспитанию, по воспитанию у них осознания того, что в жизни можно добиться успеха, удовлетворять свои потребности только учёбой и трудом, а не силой и битой в подворотне.
Если мы их будем воспитывать на том, что тот кто больше знает и больше работает и живёт лучше, а не на том, что все одинаковы и должны жить однаково.
Вот только тогда у какой либо революции есть шанс установить буржуазно-демократические отношения в обществе. Всё что раньше приведёт к одному, к нашим 30-м или китайской культурной ревоюции. Ну есть ещё разные батисты, кхмеры, чучхе, африканские режимы и т.д. шасов что получится как там гораздо больше, чем что как в Европе. Гораздо больше у нас пока предпосылок к этому.
С другой стороны академик лингвист и не обязан понимать всего этого, ведь он всю жизнь изучал общности языков, вот по общности языка нам действительно близка Европа, есть общее.
Хотя с другой стороны, а куда деть не меньшее наличие в нашем языке тюрских слов? И не меньшее влияние на наш народ, если брать не узко выделенные национальные группы а народ целиком, тюрской культуры и менталитета. Так что фиг ещё знает, чего у нас, если брать всю страну и всех людей, больше - европейцев или азиатов. Поэтому ещё не факт, по какому сценарию у нас всё будет развиваться - по европейскому или азиатскому.
Вся наша вековая история показывает, что по азиатскому сценарию получается чаще. ))))))
410738: vik 17.05.2012: Не постороннему.
Кстати, вот в чём согласен с академиком, что все революции развиваются по одним законом, с наличием одних циклов. Иначе быть не может.
И вот, что у нас ещё будет грызня между вождями.
Какой Удальцов и Навальный? Вы почему их ставите вместе, они не соратники.
Они разнонаправлены, они практически антиподы, у них разные цели. Нет, пока что цели и направления у них схожи, так сказать тактические задачи, поэтому пока они вполне могут быть тактическими союзниками, но в стратегическом плане они соперники.
Если посмотрите внимательно у них уже идёт соперничество, состязание - кто перехватит лидерство, кто оттянет на себя большее количество сторонников. Кто перехватит инициативу. Про кого больше расскажут. У них уже идёт соревнование за лидерство. Посмотрите внимательней.
задержали одного, тут же под задержание подставился другой, отпустили обоих. опять задержали одного и дали 15 суток, тут же так же пошёл и другой.
Вот посмотрите, вначале были традиционные лидеры, активисты, разные Немцовы, Рыжковы, Касьяновы, Каспаровы и т.д.
Они были достаточно интеллигентны и демократичны. Но постепенно их отодвинули в сторону более наглые, циничные и решительные, оперирующие более низменными и потому понятными целями большей массе.
И вот теперь уже эти более молодые и циничные начинают уже постепенно состязаться друг-с другом, кто теперь будет круче из них, кто поведёт за собой, по какому сценарию пойдёт всё дальше.
В принципе, вот о чём я говорил в предыдущем посте и подтверждается. У нас уже невозможна буржуазная революция, мы уже прошли точку склонения к ней, мы уже прошли перекрёсток, мы уже вышли на развилку где с одной стороны левые и идеи ультрасоциализма, вернее на первых порах получится военного коммунизма, с другой стороны примерно такие же идеи с примесью национализма.
Мы сейчас примерно как Веймарская республика, когда на старого президента накидывались с одной стороны коммунисты, с другой социалисты, национальные правда.
Вначале они каждый мочил демократов и центристов, прекрывая это мочиловом перзидента Гинденбурга. И обе эти силы практически победили на выборах, если брать в сумме и пробились в рейхстаг.
И вот когда обошли демократов и начали борьбу друг с другом, в результате которой победила одна из сил и заставила Гинденбурга назначить её предводителя канцлером. Ну а дальше все знают.
Кстати, Веймарская республика начиналась тоже с созыва Учредительного собрания, чем закончилась знает весь мир. ))))
Но это уже к спору на другой ветке.))
410749: Саша! 17.05.2012:
Vik
Тем дольше у власти будет находиться нелегитимный оккупационный режим, даржащийся исключительно на дубинках ОМОНа, тем болше вероятность , что Невального и Удальцова сменят уже другие люди. Радикализация протеста. Требования которые выдвигали Немцов и Рыжков, были спокойными, правильными и умеренными. Главное было не допустить насилия, уберечь людей отдубинок. Власть чихать хотела на их требования.
Теперь пришли люди которые не боятся ОМоновских дубинок. Власть показала, что чихать хотела и на них.
Кто следующий? Власть уходить и прислушиваться к народу не собирается. Народу эта власть надоела хуже горькой редьки, это видно по тому как люди задержанные и отколошмаченные ОМоном приходят вновь сразу после выхода из ОВД. В чем выход?
1. Власть должна прислушаться к требованиям протестующих. Провести те реформы которые люди требуют.
2. Продолжать бить людей. Нарушать конституцию. Ждать когда придут другие, уже не Немцов, Навальный или Удальцов.
Третьего пути нет. Напугать, разогнать уже не получится.
410751: lexxx 17.05.2012:
to 410727, 410738: vik 17.05.2012:
+100500
Хорошая аналитика!
410752: lexxx 17.05.2012:
to 410749: Саша! 17.05.2012:
А какие у нынешних оппозиционеров требования, кроме "долой Путина!"? Поддерживать маргинальную версию Зюганова - Удальцова с идеей у всех все отнять?
Навальный пока ничего внятного не предложил.
Я не являюсь сторонником Пу, но если его скинут когда-нибудь, на его место придет кто-то типа Удальцова, но никак не Навальный и тем более Явлинский.
410761: Сергей 17.05.2012:
Посторонний --А мне вот просто жить спокойно хочется, детей растить.
Кому они нужны в России твои дети? Нет работы, нет перспектив, нет жилья, ничего нет- нет и не будет, пока они у власти!
410767: Андрей 17.05.2012:
Вы как дебилы хаете марионеток, не замечая куловодов... От смены кукол что должно измениться? ))))
410779: Саша! 17.05.2012:
Lexxx
Основное требование такое- соблюдайте конституцию нашу, мать Вашу.
Мне идеи Зюганова- Удальцова совершенно не близки, но почему надо кидаться из огня, да в полымя?
Есть конституция. В ней все написано. Ничего выщупывать не надо. Соблюдай ее. Что еще то?
410780: ланр 17.05.2012:
Они давно делают необратимые вещи. Хотя давно пуганные уже. С их-то профессией!
410883: посторонний 17.05.2012:
Ваш Удальйов и Навальный живут виртуальной жизнью. У них за душой ничего нет, никаких реальных идей, программ и т.д. Они просто против и все. Им если предложат порулить, они же откажутся. Бунтовать то легче, чем работать. Мне Путин тоже не симпатичен. Но ведь никого, кто мог бы справиться снашими просторами. А москвичам, еще раз говорю, просто отжиру заняться нечем. Они же толком даже не могут сказать, что хотят
411069: Гражданин 18.05.2012:
Удальцов абсолютный левак, поэтому его программа предсказуема
а Навальный свою программу публиковал в Ведомостях http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1519747/ne_vrat_i_ne_vorovat
а у путина какая программа?
только не надо про его "статьи", которые он даже не читал
"по делам их узнаете их"
411096: а точней? 18.05.2012:
Саша!
=Основное требование такое- соблюдайте конституцию=
А как это сделать?
Допустим там сказано что каждый может иметь любые убеждения и действовать в соответствии с ними. И одновременно сказано, например, что " не допускается пропаганда и агитация возбуждающая расовую, социальную..." и т.д. и т.п.?
И как быть?
Как например фашист может соблюсти конституцию и действовать в соответствии со своими убеждениями? Как ему убедиться в том что он живет в свободной стране?
411101: Саша! 18.05.2012:
А точней
Читайте конституцию. Там все написано. Соблюдайте ее. Если что то непонятно, есть кодексы. Есть к этим кодексам коментарии.
Фашистская теория запрещена судом как экстремисская. Быть фашистом нельзя.
Это по закону. Это по конституции.
411107: Vigoss 18.05.2012:
На мой взгляд, вся эта высокопарная болтовня мало имеет отношения к реальности - чтобы этот ученый не вещал, дела в стране от этого не поменяются. И скорее крыса, начитавшаяся книжек - это он сам.
П.С. - я не поклонник путена, но подобные умники всегда раздражали.
411136: Поларис 18.05.2012:
Параноя очевидная. Правильно Эдик Лимонов сказал про Удальцова - "...физический наглец с психологией сержанта...".
411186: гым 18.05.2012:
Поларис
А не про местного Сашу! ?
411195: рвс 18.05.2012:
Поларис. А Лимонов это сказал когда лежал в одной постели с Шендеровичем и они ждали Катю.
411290: Mich 18.05.2012:
Конституционный суд РФ постановил, что организатор публичного мероприятия не может быть привлечен к административной ответственности за одно лишь формальное несоответствие заявленного и реального числа участников.
411411: Привет либерасне 19.05.2012:
тот кто больше знает и больше работает и живёт лучше, а не на том, что все одинаковы и должны жить однаково. ==
Вам либерастам ничего не светит в РОссии, жаль вы этого не понимаете. Что в понятии либерасни значит "жить лучше"? А вот что: иметь дом, машины, жрать в ресторанах, ездить заграницу, иметь любовниц и дармовую рабсилу чтобы все это обеспечивать - всего чем больше тем лучше. И ничего что рядом в халупах их будут ненавидеть. Вот что такое либерасня по-русски. И даже самый темный народ это - чувствует. И никогда не пойдет за вами, хахаха, ну неужели же вы. сами. этого. не понимаете?!
411413: Привет либерасне 19.05.2012:
По теме - не стоит загонять Путина в угол, дать ему шанс сохранить достоинство, хотя бы остатки его. Просто из соображений своей безопасности. Другого выбора просто нет, ну или кровь и хаос.. Оба выбора не ахти, но других нет у нас.
411429: ОД 19.05.2012:
Про надвигающийся конец путина говорят и другие умные дядьки - Соловьёв, Фурсов, Крылов, Павловсий, Севостьянов и т.д. Мне кажется, что крыса только и занята тем, что штудирует их работы и пытается найти выход. Вон - последнее назначение на Урале полпредом какого-то хмыря или у нас - цирк с Ерощенко. Типа нестандартные ходы. На мой взгляд - паника налицо. И замочат крысу, похоже свои, пока на самом деле дров не наломала.
411433: Саша! 19.05.2012:
Эй " Света из Иваново" где ты? Тебя Путин министром культуры назначил!
411434: Подрабинек 19.05.2012:
"...Похоже, он убежден, что абсолютная власть в его руках - это не только удовольствие для него самого, но и благо для всей России. Лакейское политическое окружение и услужливая пресса охотно поддерживают в нем эту уверенность. Он настолько вжился в образ хозяина страны, что напрочь забыл о законах, ограничивающих президентскую власть.
О том, почему Путин отказался ехать на саммит G8 в резиденции президента Обамы в Кэмп-Дэвиде, очень точно написала Юлия Латынина. Однако мало кто обратил внимание на конституционную несуразность отговорки. Ссылка на "необходимость завершить формирование кабинета министров в новом российском правительстве" не только нелепа, поскольку этим должен заниматься премьер-министр Дмитрий Медведев (которого Путин послал в США вместо себя), но и противоречит конституционным нормам о полномочиях президента. Может быть, сегодня это для многих
прозвучит удивительно, но по Конституции власть президента РФ отнюдь не безгранична.
Ни в одной из четырнадцати статей Конституции, регламентирующих деятельность президента России, нет даже намека на то, что президент может руководить министерствами и федеральными службами или назначать в них по своему усмотрению чиновников и министров. Это исключительные полномочия правительства. Конституция предоставляет президенту право назначать только председателя правительства, и то с согласия Государственной думы. Назначать же и освобождать от должности федеральных министров он может только по предложению председателя
правительства. (Чем, вероятно, и будет занят премьер-министр, находясь в США!) Еще Конституция разрешает президенту назначать и освобождать от должности своих полномочных представителей, высшее командование вооруженных сил, послов и федеральных судей. Вот, собственно, и все, список исчерпывающий. Так записано в главе 4 Конституции, той самой, на которой 7 мая Путин приносил свою присягу, в третий раз вступая в должность президента.
Разумеется, ничего нового в этих антиконституционных заявлениях нет. Эта глава из истории узурпации власти началась 9 марта 2004 года, когда президент Путин издал указ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Тогда он разделил органы исполнительной власти на те, которыми руководит президент, и те, которыми руководит правительство. Президенту он оставил МВД, МИД, Министерство обороны, МЧС, Министерство юстиции, Службу внешней разведки, ФСБ, Федеральную службу охраны, Федеральную миграционную службу, Федеральную
службу по контролю за оборотом наркотиков и еще 10 не столь важных федеральных служб и агентств. Всего в хозяйстве президента оказалось 20 федеральных учреждений исполнительной власти. У правительства осталось 51 учреждение. Указ грубо противоречил Конституции, но никто его не оспорил.
Мы в России свыклись с тем, что любой представитель власти, от рядового омоновца до президента страны, с легкостью и без последствий нарушает Конституцию. Свыкся с этим и Владимир Путин. Поэтому, оправдывая свое трусливое нежелание оказаться в обществе честно избранных лидеров западных стран, он пользуется предлогом не только глупым, но и отчетливо противозаконным. Может быть, на Западе к этому тоже скоро привыкнут.
411438: а точнее? 19.05.2012:
Саша!
Фашистская теория не может быть запрещена судом, так как это противоречит конституции. Аж в нескольких местах.
А все решения противоречащие конституции ничтожны кто бы их не принял.
И вообще, если суд может запретить одни взгляды, из каких-то политических соображений, то может запретить и любые другие. Если может суд, могут и другие. Ведь перед законом все равны. Тогда, получается, вся наша демократия это овечья шкура напяленная на волка.
411440: неа 19.05.2012:
Vik
У нас буржуазия в достаточном количестве. Буржуазную идеология и буржуазные ценности у нас в избытке.
И все наше воспитание сугубо буржуазное. Его не требуется никак реализовывать, оно реализуется само в чем его великое превосходство перед прочими. А вы как раз продемонстрировали что не отличаете буржуазное от прочего.
"Кто больше работает тот живет лучше" - это не буржуазное, а самое что ни на есть тоталитарное воспитание. Это пресловутое совковое " Каждому по труду". Голимый коммунизм. Повторяю, буржуазное воспитание осуществлять не требуется. Оно идет само собой рыночным путем. А вбивание какой-либо идеологии, в виде воспитания - это тоталитарное. Не наш метод.
411451: гым 19.05.2012:
Эко как идиоты возбудились - бывший начальник цеха может и работу делать заставит. А либерасты и понятия не имеет, что это такое - работать.
411452: гым 19.05.2012:
http://i.imgur.com/wS2Xy.jpg - пикчер либераста.
411456: Иркутянка 19.05.2012:
411451: гым 19.05.2012:
Начальники цеха бывают разные.
Что-то я сомневаюсь в профессионализме этого начальника. Уж больно хорошо он лижет одно место.
411459: гым 19.05.2012:
"иркутянка" (ой ли?)
Пока с лизанием у тебя явные успехи.
411462: Вован 38.ru 19.05.2012:
411459: гым
А ты, однако, мировое светило в части лизания?
Тогда тебя надо советником в серый дом пристроить!
411467: Саша! 19.05.2012:
Иркутянка
Не обращай внимание. Этого сумашедшего тролля гым, раз 10 уже банили под другими никами- ой, ай, гы.
Я в свое время привлекал его за хищение социалистической собственности.
411489: гым 19.05.2012:
Увы, Вован, с лизанием у меня никак, я и без тебя и таких лизунов, как ты, и не знал об этом, да и сейчас не очень представляю.
Разве по моему коту.
А для подонков это в порядке вещей?
411492: Кэп 19.05.2012:
Ну, какой-то лезбийский кружок на бабре. Что вы всё о лизании, соскучились что-ли? Так сходите куда-нибудь. То прямо все из одного ума сделаны, а то и не поймёшь из чего... Живите дружно!!!
411495: Вован 38.ru 19.05.2012:
411492: Кэп
Видишь ли, гым является председателем неформального кружка геев и лесбиянок, и поэтому выкладывает здесь свои тупые комменты.
Почему здесь? А его с других сайтов изгнали давно, но здесь еще терпят. Пока терпят!
Гым, создай себе сайт под названием pidaryshka.ru, и выкладывайся там до усёру?
411504: Привет либерасне 19.05.2012:
"Кто больше работает тот живет лучше" - это не буржуазное, а самое что ни на есть тоталитарное воспитание.==
дурак, это не воспитание, это езда по ушам. Уж я-то знаю эту кухню. При капитализме лучше других можно жить только за счет труда других. В общем, мой выбор сделан и я встаю в свои ряды. Не буду говорить - "держитесь", время все расставит по своим местам.
Не дай строить чужое счастье на твоих костях!
Сегодня, когда кажется, что ответ предопределен, мы задали этот вопрос последнему энциклопедисту нашего времени, человеку, мыслящему эпохами, оперирующему культурными пластами, сопрягающему математику, антропологию и филологию, читающему на всех европейских языках и многих языках почивших цивилизаций, профессору американского университета UCLA и РГГУ, автору книг и статей общим счетом более 1000 — академику Вячеславу Всеволодовичу Иванову.
Хорошие варианты у нас еще остались?
У истории есть свой план. Если у истории есть план не погубить человечество, что я сейчас все-таки допускаю, то тогда в ближайшее время история нам должна помочь.
Вы мыслите столетиями и тысячелетиями: «Индоевропейский язык и индоевропейцы» — так назывался ваш знаменитый двухтомник. Поэтому «ближайшее время» — это когда?
Год-два. Но это не стопроцентно.
ПараллелИ
Я очень опасаюсь Парижской коммуны. Что было? Они добились временного успеха, как, я думаю, вполне можно добиться в Москве, но при условии, если, скажем, часть ОМОНа или какая-то маленькая часть из тех, кого называют силовиками, от него, от Путина, тоже устала и по своим причинам хочет его сменить — тогда можно добиться временного успеха. Но это кончится очень большим кровопролитием. Это то, с чего началась теперешняя французская буржуазная демократия — как результат Великой французской революции, которая длилась примерно 100 лет. Наша
революция, которая началась в 1905 году, тоже уже длится немножко больше 100 лет. Но Россия (по размерам территории) гораздо больше, поэтому точные сроки у нас и Франции не могут совпадать. Но то, что сейчас происходит, это последние отблески того, что началось в 1905 году. Конечный результат нам понятен: буржуазная демократия — это будет. Вопрос: какой ценой? Наибольшая цена — неудачное восстание. Чем неудачнее, тем кровавее. Оно может даже иметь короткий успех, но потом будет подавлено. И это будет стоить огромной человеческой крови. Я не
преувеличиваю: вся история говорит о том, что это так. Значит, надо было бы найти такую систему хитрости, которая бы все-таки часть руководящей верхушки убедила в том, что им самим выгоднее мирным образом это кончить. В этом нельзя убедить ни Путина, ни Медведева, ни Чурова и так далее, но какое-то количество, скажем, олигархов, то есть людей, у которых реальная финансовая и другая власть — можно. Выбор такой: или мы проливаем массу крови, или все-таки находятся умные политики. Умные политики, это не значит — хорошие люди. Это значит — люди,
которые умеют идти на компромиссы. И компромисс в данном случае нужен: смена верховной власти необходима, и чем быстрее, тем лучше, но это надо делать с осторожностью.
Ошибка ХодорковскогО
Вы не допускаете, что Путин может пойти на либерализацию режима?
Вот это просто невозможно.
Почему?
Потому что у него патологическая страсть, я думаю, к деньгам. Не к власти — тогда можно было бы просто его сделать «Его Величеством». Он, наверное, об этом думает. Но он труслив. Если бы не боялся, то стал бы императором. Но любит он все-таки символические деньги. Ну зачем, скажите, ему нужно столько? Это ненормальность, но серьезная ненормальность: он понимает, что бежать ему будет некуда — хотя это был бы наилучший вариант, если бы он сел в самолет и улетел бы, скажем, в Финляндию или Италию. Но дальше начнутся расследования, Интерпол и прочие
неприятности — он это понимает. Я в его лице читаю смесь трусости, небольшого ума, бездарности и каких-то подавленных комплексов, которые делают его очень опасной личностью. Боюсь, что он вообразил себя воплощением национального духа или что-то в этом роде есть у него. Отсюда и эти игры с РПЦ.
В смысле — «всякая власть от Бога», РПЦ становится для него источником недостающей легитимности?
Я и говорю, если бы он не боялся, то короновался бы. Еще, может быть, и коронуют…
Многие с вами не согласятся, скажут, что вы недооцениваете ум и хваткость ВВП: он разделался с олигархами, кого-то заставил бежать в эмиграцию, кого-то, как Ходорковского, посадил — другие выучили урок. Он заставил бизнесы платить налоги — его предшественники, ни один, этого не смогли, он приучил, что без его решения ничего в стране не случается — ни большие сделки купли-продажи, ни обогащение, ни инвестиции…
Он бандит. Бандит умеет очень много делать. Сталин был бандитом. Вот, пожалуй, в этом смысле он сопоставим со Сталиным, потому что Сталин был тоже неумный и неспособный человек. Но бандит. А те, с кем он играл в политическую игру, даже Бухарин, который с ним как бы дружил, они его все-таки воспринимали как человека. А человеком он не был, у него не было человеческих эмоций. Я думаю, что у Путина только к собаке есть человеческие чувства. Я думаю, что ни к кому из окружающих у него никаких чувств нет. Понимаете, человек без человеческих чувств — это
ужасно. В чем ошибка Ходорковского? Ходорковский думал, что оттого что они едят шашлыки, которые жарил Абрамович, они становятся если не друзьями, то людьми в каких-то человеческих отношениях. А с ним никаких человеческих отношений быть не может.
Почему вы так в этом уверены?
Я с ним немножко разговаривал — сразу после ареста Ходорковского. Я ему сказал, что Ходорковский, по-моему, заслуживает хороших слов, поскольку он понимает, что нужно науку финансировать. Путин тогда был президентом и вручал мне медаль. То есть это были те времена, когда он еще не снял маски. Но когда я произнес имя Ходорковского, он позеленел. Реакция была биологическая. Передо мной уже никакой маски не было, а был страшный, кровавый человек. Вот я своими глазами это видел. Поэтому все, что происходило потом, меня уже ничего не удивляло.
А если протест, давление снизу будет нарастать?
Предположение, что на него можно оказывать давление, все-таки основано на том, что у него человеческие реакции. Уверяю вас, что нет. Его опасно пугать. Неопасно реально что-то делать. А вот просто пугать — опасно: если они испугаются, то начнут делать необратимые вещи. А это плохо.
Вы полагаете, что у них есть ресурс по-настоящему завинтить гайки? Согласитесь, сейчас свободы много больше, чем было при советской власти.
Мое объяснение — это от их крайней бездарности и неэффективности. Я не думаю, что они умеют что бы то ни было организовать. Это мое впечатление по тому, с чем я соприкасаюсь. Я немножко занимался последние два года финансированием науки. Чего-то добился. Вижу, как там пытаются мне помешать люди, которые хотят эти деньги прокручивать и так далее, не буду погружать вас в известные детали. Но во всем видно, что хотя они и преступники, но исключительно мало способные и очень мало удачные. То есть им удается просто потому, что на самом деле им никто
не сопротивляется.
Но поначалу-то — сопротивлялись. А в результате оказались в Лондоне. Путин сумел поставить под контроль все самые важные и ресурсные монополии.
Путин — пахан в огромной бандитской шайке. В бандитской шайке, я думаю, поначалу были способные люди. Тот же Абрамович, раз он столько денег заработал. Но они Путина недооценили: это грандиозная ошибка целой группы людей. Потом большую часть способных людей Путин растерял. Сил у них становится все меньше — режим рассыпается. Советский режим же тоже сам рассыпался.
КолеЯ
Вы говорите, говорили и раньше, что мы сейчас проходим через финал революции, которая началась в 1905 году. Почему 1905-й, а не 1917-й?
Потому что в 1905-м впервые было действительно широкое народное движение и были уже политические партии. То есть то, что необходимо для реальной революции. Революций в истории было довольно много: английская, мексиканская, китайская, и все они более или менее проходят через одинаковые циклы.
Первый — победа, потом — ряд внутренних стычек между вождями, друг друга убивают. Потом приходит Наполеон, или Сталин, или Кромвель. После них — разного рода бездарное междуцарствие… Знаете, я во времена Брежнева увлекался перечитыванием сочинения Карла Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», там описан Наполеон Третий, и там сказано: «Вокруг таких людей всегда есть циркачи». Ну подумайте, значит, даже циркач в семье Брежнева был предсказан. Не потому что Маркс, Маркс был гениальный, но не в этом дело, а в том, что это все
закономерности. И мы живем в этой закономерности. И побороть это нельзя. Мы находимся в этом, и нельзя выйти. Вот один из нас не может сказать: простите, до свидания, я ушел, история будет идти по-другому. Нет, не бывает.
То есть историческая колея предопределена?
Абсолютно точно. Так же как точно, что бывают кризисы, и никуда не уйти экономике капитализма от кризисов, это предсказанные и даже хорошо описанные вещи.
Правильно я понимаю, что, с вашей точки зрения, эволюционной смены режима — пусть даже через половинчатые, но постепенные реформы — быть не может?
Нет. Абсолютно нельзя на это надеяться, это ошибка. Кажется: вот произошел всплеск, люди массово вышли на улицу и сейчас власть начнет сама себя менять. Так, кстати, как раз было в 1905 году.
Но тогда, после событий 1905 года, царь даровал свободы, Конституцию, Думу…
Дал. А потом он арестовал вот этих же думцев — отец Набокова сел в тюрьму вместе со всеми другими депутатами первой Думы*.
*В результате разгона I Государственной думы (8 июля 1906 г.) 180 из 499 депутатов в Выборге составили воззвание, в котором призывали население в знак протеста не платить налоги и бойкотировать призыв в армию. 167 депутатов, подписавших Выборгское воззвание, были арестованы.
И сейчас ровно так же ничего не выполнено: это было вранье, пустые слова Медведева. Сейчас туман рассеивается, он ушел, и понятно, что ничего сделано не будет.
Значит, новые протесты тоже ничего не дадут?
Такие же, как были зимой, я думаю, ничего не дадут.
Все — бесполезно, ждать пока само развалится?
Нет. Мне кажется, что надо действительно вести работу по всей стране. То есть надо ездить, объяснять людям. Я думаю, что как ни относись к этой истории с Шеиным, но действительно нужно, чтобы в любой Астрахани, в любом Ульяновске люди начали просыпаться. Это совершенно необходимо. Парижская коммуна потому и погибла, что она была только в Париже. Да, Ленин совершил революцию в Петербурге и сам понимал, что это страшно рискованно. Но большевикам довольно быстро удалось Москву подчинить. А тогда Петербурга и Москвы было для России достаточно. Но в
нашем случае, боюсь, что Петербурга и Москвы уже мало. Из-за экономики, из-за того, что все-таки большая страна уже с Уралом, который требует внимания к себе, с Владивостоком и так далее. Какие-то большие центры надо охватить. Иначе возникнет опасность распада страны на куски. Ну то, что и было в начале гражданской войны (1918–1921 годов), но тогда было не страшно, что Омск был у Колчака, потому что от Омска мало что зависело. А сейчас, если вдруг, ну теоретически, Урал отпадает от Москвы и Петербурга, очень трудно удержаться той власти, которая
возможна. Потому что государство устроено в предположении, что это единая экономика. И так плохо работает экономика. А если распадутся все связи, наступит хаос. Погрузить Россию сейчас в хаос очень легко. Вот поэтому мне кажется опасным слишком мобилизовывать толпу: надо с помощью интернета все подготовить, проиграть варианты и только потом — действовать.
И у вас нет опасений, что это обернется новым 1917 годом — левые настроения в стране по-прежнему сильны?
Нет. У нас в России интеллигенция восприняла идею, что духовный мир не нуждается в материальных ценностях, что плохо. Поэтому типичный русский интеллигент богатство не любил никогда. Это вообще необязательное наше наследие, хотя оно представлено Толстым и другими, но это мне не кажется сильной стороной русской традиции. Думаю, что это само собой пройдет. Но отчасти общая нелюбовь к олигархам связана именно с этой традицией, делает ее возможной вообще. А на самом деле, конечно, должно быть безразлично, что происходит с твоим соседом, и если он
богатый, то скорее это хорошо, а не плохо. А вот внушить это среднему русскому мещанину очень трудно, но тем не менее можно.
Среди сегодняшних российских политиков вы видите Путину альтернативу?
Так нам разве нужен новый диктатор? Абсолютно нет. Как раз многие говорят, что Навальный может быть опасен именно тем, что он явно сильная личность. А в общем, нам, наверное, нужен более или менее спокойный человек, который бы занял ритуальное место и разрешил бы какой-то группе людей коллегиально управлять… Какой-то вариант парламентской республики: при теперешнем состоянии экономики это, я думаю, уже возможно.
А какое у вас сложилось впечатление о Навальном?
Способный человек, у которого есть будущее. Если его не убьют.
Причины и следствиЯ
Не могу не спросить вас: на переломе 1980–1990 годов 27 стран встали на путь посткоммунистической трансформации. В большинстве стран Центральной и Южной Европы, бывших сателлитов СССР — демократия, у нас же… Почему в России этот путь к буржуазной демократии, о которой вы говорите как о неизбежности, проходит так тяжко и со столькими откатами назад?
Я много раз бывал в Польше, могу об этом говорить. Там не было геноцида интеллигенции и способных людей, как в России. У нас же практически поколение старше меня просто уничтожили на войне, во время террора и так далее. То есть первое, что поразило меня в Польше еще до всякой «Солидарности», это то, что у них есть это поколение. В Катыни действительно убили десятки тысяч людей, но ведь это так заметно именно потому, что в поколении офицеров Катыни погибло сравнительно мало людей. У нас поколение старше меня и мое — люди либо погибли, либо
развращены. А следующее поколение училось у развращенного поколения. Знаете, я когда пишу на свои темы, то все время вижу — какое же количество талантливых людей погублено! Это просто трудно себе представить — как вообще страна выжила, как могла существовать? Образовалась гигантская пропасть… Поэтому сейчас и надо полагаться на молодых, на поколение Навального и Удальцова. Вот отсюда уже начинаются некоторые возможности…
Ряд исследователей, в частности Збигнев Бжезинский, считает, что в Польше особую роль сыграл институт Церкви — она сохранила свою независимость от государственной власти даже при коммунистах, в то время как в России РПЦ всегда поддерживала власть. В этом есть резон?
Ну да, это наша старая русская традиция, но я думаю, что она тоже преодолима. У нас хороших священников, я думаю, и сейчас много. Это все-таки опять влияние той самой верхушки. Вот Путин и Медведев, они задают плохой тон. Я так примерно себе представляю характер духовников у этих двух людей, это — фундаменталисты… Церковь разделится, и я не думаю, что она будет сильно влиять. Надеюсь, что нет.
Сейчас в России принимаются какие-то средневековые законы, направленные против людей нетрадиционной ориентации. Это неизбежно влияет на общественное сознание.
Я думаю, что очень много проблем сейчас возникает от того, что вообще много запретов. Главное — избавиться от идеи запретов. Потому что и роль православной церкви, и гонение на гомосексуализм, и многое другое — это все результаты того, что нет свободы в полном смысле. А свобода в полном смысле — это совсем не просто политическая свобода, нужна культура в широком смысле. И при всех недостатках американского устройства им удалось то, чего мы не сделали, что мы должны сделать были в конце горбачевского времени — не написана Конституция и
основные законы России, которые должны гарантировать свободу. Потому что то, что у нас есть, это не Конституция, а ерунда.
У России есть свой, особый путь?
Не вижу и не думаю… Но тут проблема с Китаем, конечно, поскольку мы рядом с Китаем. Если Китай действительно пойдет по пути конфуцианства, так говорят мне китаисты, то есть у них марксизм вроде уже такой внешний, а в основном — религия государства. И вот это соседство для России, конечно, плохое, потому что обожание государства — оно в Китае может привести к очень большой стабильности режима. Ну, наверное, это тоже будет капитализм, но особого, китайского уровня. Желательно нам все-таки быть ближе к Европе, чем к Китаю. Путин как раз склоняется
к Китаю, он, наверное, подробностей не знает, но интуитивно понимает, что лучше не быть в Европе, Европа его не вынесет, а Китай, наверное, до поры до времени его потерпит. Нет, я не думаю, что нам нужен какой-то особый путь, не видно его… Экономика — очень жесткая вещь, а сейчас эпоха глобальной экономики, и в целом она устроена одинаково. И у России нет другого выхода, как идти…
В Европу?
Там не только Европа, сейчас и Бразилия идет по этому пути, и в конце концов и Иран пойдет по этому пути. Россия в принципе одна из обещающих стран за пределами Европы. Бразилия уже прошла через период диктатур. В Чили была диктатура. Но вообще большая часть Латинской Америки пережила все, что было у нас, как раз относительно благополучным образом.
Все-таки вы не слишком ли демонизируете Путина? Уж очень мрачно все получается.
Я хорошего ничего от него не жду, а плохого жду — сильно испугавшись, может начать стрелять, сажать… В этом смысле ситуация, увы, очень опасная. Она не безнадежная, потому что страна и экономика, все на свете требует того, чтобы что-то изменилось. Даже Кудрин, который столько лет был тихим, это понимает. Но я боюсь, что первые два-три месяца президентства Путина могут быть опасные. Да, сейчас интернет, который, если его не отключат, может позволить мобилизовать людей, создать сначала виртуальные протесты в разных больших центрах страны,
проиграть тщательно варианты и только потом разворачивать реальный протест. А если это будет только в Москве — это очень рискованно. Понимаете, сейчас месяцы не определяют, это все-таки проблема года-двух. Хотя вообще у человечества очень мало времени. Мы все можем погибнуть, если будут такие правители.
Чтобы не заканчивать на этой печальной ноте, да и просто из любопытства: почему вас близкие называют Кома?
Когда родился, мама меня назвала Комочек — я всегда был такой шарообразный. Это мамино имя, а потом мне не удалось освободиться.
А почему Иванов с ударением на втором слоге, а не на третьем, как обычно?
Иванов — это правильное старое произношение в Сибири. Мой отец из Сибири, и наша фамилия в Сибири всегда звучала так. Вообще мы, конечно, никакие не Ивановы, потому что мой предок — это незаконнорожденный сын генерала Иванова, адъютанта генерал-губернатора и барона Кауфмана, покорителя Туркестана, и предположительно экономка родила от него. А нижний по чину взял на себя вину вышестоящего. Вот я и говорю, что, когда антисемитизм дойдет до крайности, я объявлю себя Кауфманом…
Вячеслав Всеволодович Иванов
Родился в 1929 г. Его отец — известный советский писатель, автор пьесы «Бронепоезд 14-69» Всеволод Иванов.
Сфера научных интересов Иванова — математическая лингвистика, антропология, семиотика, литературоведение. Его первая диссертация (1955 г.) — это исследование клинописного хетского языка, а вторая (1978 г.) — балтийского и славянского глагола. Большую часть своей жизни Иванов посвятил изучению индоевропейского праязыка и индоевропейской общности, результатом чего стал фундаментальный труд «Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры», написанный совместно с Т. Гамкрелидзе
и переведенный на многие языки мира: первый том посвящен фонетике, а второй — семантике языка-предка всех индоевропейских языков.
Его перу принадлежат книги и статьи, посвященные Велимиру Хлебникову и Варламу Шаламову, им написаны «Очерки по истории семиотики в СССР», книги «Лингвистика третьего тысячелетия» и «Наука о человеке: введение в современную антропологию». Иванов, который сам затрудняется сказать, на скольких языках мира он говорит и читает, переводил Гюго, Лопе де Вега, Киплинга, Тувима, в его переводах вышел сборник «Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии»: это переводы с хеттского, аккадского, иероглифического лувийского, финикийского,
ликийского и других древних языков Малой Азии.
Вячеслав Иванов — академик РАН, он окончил филфак МГУ им. Ломоносова (1951 г.), где потом вел семинар по математической лингвистике (1955–1958 гг.) — первый подобный в стране. В 1958 г. он был уволен из МГУ за несогласие с официальной оценкой романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и поддержку знаменитого языковеда, профессора Гарвардского университета Романа Якобсона: через 30 лет, уже в перестройку, это решение руководства МГУ было признано ошибочным и отменено. Иванов стал заведующим кафедрой теории и истории мировой культуры МГУ, а потом и
Института мировой культуры университета. До этого он 18 лет руководил сектором структурной типологии Института славяноведения АН СССР. В 1989–2001 гг. Иванов преподавал в Стэнфордском университете США, и уже 20 лет, с 1992 г. — профессор департамента славянских языков и литератур и программы индоевропейских исследований UCLA — Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Иванов также профессор РГГУ: в 2008 г. был издан курс его лекций «Дуальные структуры в антропологии» — в Москве Иванов, как правило, читает лекции в начале осени. Жена Вячеслава
Всеволодовича — Светлана Орлова, тоже филолог, выросла в семье известных диссидентов советского времени — Раисы Орловой и Льва Копелева.
© Новое время
410662: только открытое обсу 17.05.2012:
Мы хорошо усвоили за последние годы, что миром и людьми правит информация. Разрушительная и обманная - несёт разрушение и деградацию. Правдивая и созидательная информация несёт надежду на преображение жизни к лучшему. Чтобы не плестись за Западом по кривой дорожке к общечеловеческой западне-тупику, Россия должна, прежде всего, сбросить с себя чуждое ей внешнее информационное иго, стать субъектом управления информационных потоков, формирующих стержневые для общества: нравственные, мировоззренческие, ценностные ориентиры и основы. На это
должна работать вся многоуровневая система образования, СМИ, все виды искусств, культура в целом. Для этого необходима опора на свои державно-ориентированные кадры, а не на космополитную либеральную интеллигенцию, отравленную подражательством Западу и оторванную от корневых нужд и ценностей русской цивилизации.
Чтобы с максимальной пользой использовать богатейший творческий потенциал народов России, необходимо добиться принципа абсолютной открытости и доступности информационно-образовательной среды (прежде всего сегмента управленческой информации) для любого члена общества, способного и желающего освоить эти знания. Это расширит кадровую базу управленцев до границ всего общества. А с введением механизмов обратной связи – жёсткого спроса с управленцев всех уровней за качество их труда по контрольным параметрам социально-экономического
развития вверенных под управление территорий, позволит минимизировать в целом ошибки общественного развития.
Именно на таком принципе открытости и доступности общественно значимой информации должна строиться система образования, редакционная политика СМИ, дополнення жёстким фильтрованием вредоносной информации, культивирующей разноликие пороки и безнравственность, бьющей по индивидуальному и коллективному физическому и психическому здоровью. И никакой оглядки на менторно-поучающий тон «цивилизованного» либерально-тоталитарного Запада, не редко опускающегося до бесстыдства и цинизма в своей абсурдной толерантности к
противоестественному и греховному.
Принцип абсолютной открытости требует предварительного обсуждения и общественной экспертизы всех общественно значимых законопроектов и планируемых реформ.
410666: пора подниматься 17.05.2012:
Справедливость – стержневая категория русской цивилизации не должна оставаться заложницей как у благонамеренных представителей нынешнего общества и церкви, так и у дельцов-манипуляторов от политики и религии. Она должна быть наделена конкретной полновесной мерой: в системе семейных, общественных, духовных, материальных и иных интересов и проходить красной нитью через формируемую концепцию управления социальными процессами всех уровней: от личностно-семейного до глобального уровня.
Безыдейная Россия, своей государственностью не обретшая концептуальной властности в проведении в жизнь справедливого жизнеустройства обречена. Без выработки, общественного обсуждения и поддержки снизу, а затем и принятия на высшем уровне собственной концепции развития и управления с учётом глобализационных процессов она обречена на вписание по чуждому замыслу не в интересах народов России. Это касается любых изменений в любой сфере жизнедеятельности: будь-то вопрос вступления в ВТО, взаимодействие с НАТО, реформы образования и т.д.
Противоречивость ныне принимаемых законов и проводимых реформ – и есть отражение продолжающейся концептуальной неопределённости российской государственности. Преодолеть эту неопределённость в кратчайшие сроки – потребность сегодняшнего дня.
И это задача – всенародная, а не только удел чиновников от власти. Справедливо не только утверждение: «Каков поп, таков и приход». Характер власти во многом отражает преобладающий в обществе уровень нравственности. А потому: «каково население – таково и управление».
Нашему массовому сознанию необходимо преодолеть многовековую раболепскую холопскую психологию: «Вся власть – от бога», «Барин приедет, барин и рассудит», ибо это не соответствует человеческому достоинству. Пора мужику, по Салтыкову-Щедрину, начинать разбираться, в чём внутренняя политика. За далеко не надёжной скорлупой индивидуально-семейных и местечковых интересов от влияния глобализационных процессов не спрятаться. Судьба страны-цивилизации должна стать судьбой каждого сознательного человека. Ибо, не решив общей проблемы –
разворота страны к нравственно-мировоззренческому преображению, не решим толком ни одной из безграничного множества частных проблем.
410671: Марина 17.05.2012:
А не заикнулся бы Иванов про Ходора, так и статьи бы не было.Шутка. Статья нужная
410674: lexxx 17.05.2012:
Ну прям по тексту выходит, что наш главный то бес, живущий уже триста лет (недаром на картине итальянского живописца 18 века изображен)!
А так уж больно на Акакия Акакиевича, дорвавшегося до власти, похож!
410677: dsds 17.05.2012:
Сообщение удалено админом.
410683: гым 17.05.2012:
У Сталина была жестокая система ответственности - был и результат, при абсолютно мизерном потенциале.
410687: Олег Аккуратов 17.05.2012:
Уважаемые сибиряки, неужели нужно такое длинное и ненаучное нудное интервью свершенно некомпетентного мыслителя распространять по рассылкам? Что, в Сибири разве нет грамотных обществоведов, что вы тратите время и силы на получение вместо научного анализа и прогноза - обывательской дребедени? Или, может это мыслитель когда -нибудь сделал случайно оправдавшийся погноз, и потому вы его пригласили? Что-то мало верится.
410698: Эрна Неизвестная 17.05.2012:
Злободневно и вечно в нашей стране. Интервью не изобилует открытиями, но я согласна, что гражданин Путин - сплошной комок комплексов, к которым сегодня примкнул и страх. Быть ему лузером...в добрый путь-))
410701: Окак 17.05.2012:
«Если они испугаются, то начнут делать необратимые вещи»
Они уже испугались и начали жестокую зачистку лагеря на Чистопрудных.
Так что аффтор оказался прав..
410704: HOT_DOG 17.05.2012:
Глобально!
А вот и
Российская Глубинка и менталитет Граждан:
http://besttoday.ru/read/3564.html
с кем пойдем в грядущее?
410706: Окак 17.05.2012:
Но идет подспудное сопротивление этой крысятной власти. Народ просыпается, именно молодое поколение, там же стихи читались , были прекрасные песни, задушевные беседы..
Люди начинают понимать , что не в бабле счастье..Нужно возрождать культуру.
Мечта прежних поколений о нравственности и компетентности власти и об обратной связи всех структур управления-когда же осуществится?..
410709: гым 17.05.2012:
Окак.
Призвать засирателей уже не только мозгов, но и скверов к порядку - это что то необычайно противозаконное.
Бредить когда кончишь?
410717: посторонний 17.05.2012:
Какая сушь. авиор - больной человек, захлёбывающийся ненавистью Революция нужна только москвичам, им все денег мало. А мне вот просто жить спокойно хочется, детей растить. а все эти удальцовы и Навальные - бездельники волосатые.
410723: skrabb66 17.05.2012:
Хот дог, в центральной России всегда было много дармоедов, этим она славилась и славится. В Сибири так не выживешь. Здесь все равно надо работать
410725: Не посторонний 17.05.2012:
Поддерживаю Навального, Удальцова.
Молодцы парни. За вами бушующее. А Путин со всей компашкой, это куча гниющего навоза.
410727: vik 17.05.2012:
Хм.... человек конечно мудрый и заслуженный.
Но скажите, а почему я должен верить 83-летнему лингвисту говорящему о международной политэкономике? О геополитике? Он в них специалист? Он специалист в лингвистике.
Опять же, 83 года.
И почему автор считает, что может быть только буржуазная демократия, только она может установитсья в результате революции? В Европе да, устанавливалась она, опять же, не везде, Албанию вон если взять и т.д.
Ну а если посмотреть мировой опыт, то далеко не каждая революция приводила к установлению буржуазной демократии. Да и наш собственный опыт, нашей страны показывает это.
Так почему мы должны считать, что у нас будет всё происходить как в Европе, с их результатом, а не так как уже проходило у нас самих? Нет верить конечно можно, но продуктивно ли это.
Верить в то, что в результате революции установится буржуазная демократия могут разве что демократы из буржуазии, то есть верить в свою победу. Ну или их кто-то может пытаться убедить что победят они, главное начать.
Но, давайте разберёмся, в результате революций побеждают те силы, которых в обществе больше, которые циничнее, решительнее других.
Что это всё можно сказать про нашу буржуазию? Увы, она не циничнее левых, она не решительнее ультралевых, да и численно она не самый большой слой в нашем обществе.
Скорее даже предполжить, что на данный момент буржуазия самый малочисленный отряд в нашем обществе, её меньше всех остальных. ну так с чего надеяться на её победу?
Для того, чтобы у нас в результате революции смогла установиться буржуазная демократия в обществе должна быть эта самая буржуазия в достаточном количестве. В обществе вначале нужно воспитать буржуазную идеологию, буржуазные ценности, буржуазное вспитание. Чтобы они проникли в большую чатсь общества, вот тогда и на результат такой можно будет расчитывать.
Но такое воспитание общества это работа нескольких десятилетий, возможно одно-два поколения, учитывая 70-летнюю селекцию, которая проходила у нас.
О каких-то шансах победы демократии, настоящей демократии в результате революции, установления буржуазной демократии, можно будет говорить, когда основную массу нашего общества будут составлять те, кому сейчас лет по 13-14. Если не по 9-10.
И то, в случае, если планомерно будет вестись в обществе работа по их воспитанию, по воспитанию у них осознания того, что в жизни можно добиться успеха, удовлетворять свои потребности только учёбой и трудом, а не силой и битой в подворотне.
Если мы их будем воспитывать на том, что тот кто больше знает и больше работает и живёт лучше, а не на том, что все одинаковы и должны жить однаково.
Вот только тогда у какой либо революции есть шанс установить буржуазно-демократические отношения в обществе. Всё что раньше приведёт к одному, к нашим 30-м или китайской культурной ревоюции. Ну есть ещё разные батисты, кхмеры, чучхе, африканские режимы и т.д. шасов что получится как там гораздо больше, чем что как в Европе. Гораздо больше у нас пока предпосылок к этому.
С другой стороны академик лингвист и не обязан понимать всего этого, ведь он всю жизнь изучал общности языков, вот по общности языка нам действительно близка Европа, есть общее.
Хотя с другой стороны, а куда деть не меньшее наличие в нашем языке тюрских слов? И не меньшее влияние на наш народ, если брать не узко выделенные национальные группы а народ целиком, тюрской культуры и менталитета. Так что фиг ещё знает, чего у нас, если брать всю страну и всех людей, больше - европейцев или азиатов. Поэтому ещё не факт, по какому сценарию у нас всё будет развиваться - по европейскому или азиатскому.
Вся наша вековая история показывает, что по азиатскому сценарию получается чаще. ))))))
410738: vik 17.05.2012: Не постороннему.
Кстати, вот в чём согласен с академиком, что все революции развиваются по одним законом, с наличием одних циклов. Иначе быть не может.
И вот, что у нас ещё будет грызня между вождями.
Какой Удальцов и Навальный? Вы почему их ставите вместе, они не соратники.
Они разнонаправлены, они практически антиподы, у них разные цели. Нет, пока что цели и направления у них схожи, так сказать тактические задачи, поэтому пока они вполне могут быть тактическими союзниками, но в стратегическом плане они соперники.
Если посмотрите внимательно у них уже идёт соперничество, состязание - кто перехватит лидерство, кто оттянет на себя большее количество сторонников. Кто перехватит инициативу. Про кого больше расскажут. У них уже идёт соревнование за лидерство. Посмотрите внимательней.
задержали одного, тут же под задержание подставился другой, отпустили обоих. опять задержали одного и дали 15 суток, тут же так же пошёл и другой.
Вот посмотрите, вначале были традиционные лидеры, активисты, разные Немцовы, Рыжковы, Касьяновы, Каспаровы и т.д.
Они были достаточно интеллигентны и демократичны. Но постепенно их отодвинули в сторону более наглые, циничные и решительные, оперирующие более низменными и потому понятными целями большей массе.
И вот теперь уже эти более молодые и циничные начинают уже постепенно состязаться друг-с другом, кто теперь будет круче из них, кто поведёт за собой, по какому сценарию пойдёт всё дальше.
В принципе, вот о чём я говорил в предыдущем посте и подтверждается. У нас уже невозможна буржуазная революция, мы уже прошли точку склонения к ней, мы уже прошли перекрёсток, мы уже вышли на развилку где с одной стороны левые и идеи ультрасоциализма, вернее на первых порах получится военного коммунизма, с другой стороны примерно такие же идеи с примесью национализма.
Мы сейчас примерно как Веймарская республика, когда на старого президента накидывались с одной стороны коммунисты, с другой социалисты, национальные правда.
Вначале они каждый мочил демократов и центристов, прекрывая это мочиловом перзидента Гинденбурга. И обе эти силы практически победили на выборах, если брать в сумме и пробились в рейхстаг.
И вот когда обошли демократов и начали борьбу друг с другом, в результате которой победила одна из сил и заставила Гинденбурга назначить её предводителя канцлером. Ну а дальше все знают.
Кстати, Веймарская республика начиналась тоже с созыва Учредительного собрания, чем закончилась знает весь мир. ))))
Но это уже к спору на другой ветке.))
410749: Саша! 17.05.2012:
Vik
Тем дольше у власти будет находиться нелегитимный оккупационный режим, даржащийся исключительно на дубинках ОМОНа, тем болше вероятность , что Невального и Удальцова сменят уже другие люди. Радикализация протеста. Требования которые выдвигали Немцов и Рыжков, были спокойными, правильными и умеренными. Главное было не допустить насилия, уберечь людей отдубинок. Власть чихать хотела на их требования.
Теперь пришли люди которые не боятся ОМоновских дубинок. Власть показала, что чихать хотела и на них.
Кто следующий? Власть уходить и прислушиваться к народу не собирается. Народу эта власть надоела хуже горькой редьки, это видно по тому как люди задержанные и отколошмаченные ОМоном приходят вновь сразу после выхода из ОВД. В чем выход?
1. Власть должна прислушаться к требованиям протестующих. Провести те реформы которые люди требуют.
2. Продолжать бить людей. Нарушать конституцию. Ждать когда придут другие, уже не Немцов, Навальный или Удальцов.
Третьего пути нет. Напугать, разогнать уже не получится.
410751: lexxx 17.05.2012:
to 410727, 410738: vik 17.05.2012:
+100500
Хорошая аналитика!
410752: lexxx 17.05.2012:
to 410749: Саша! 17.05.2012:
А какие у нынешних оппозиционеров требования, кроме "долой Путина!"? Поддерживать маргинальную версию Зюганова - Удальцова с идеей у всех все отнять?
Навальный пока ничего внятного не предложил.
Я не являюсь сторонником Пу, но если его скинут когда-нибудь, на его место придет кто-то типа Удальцова, но никак не Навальный и тем более Явлинский.
410761: Сергей 17.05.2012:
Посторонний --А мне вот просто жить спокойно хочется, детей растить.
Кому они нужны в России твои дети? Нет работы, нет перспектив, нет жилья, ничего нет- нет и не будет, пока они у власти!
410767: Андрей 17.05.2012:
Вы как дебилы хаете марионеток, не замечая куловодов... От смены кукол что должно измениться? ))))
410779: Саша! 17.05.2012:
Lexxx
Основное требование такое- соблюдайте конституцию нашу, мать Вашу.
Мне идеи Зюганова- Удальцова совершенно не близки, но почему надо кидаться из огня, да в полымя?
Есть конституция. В ней все написано. Ничего выщупывать не надо. Соблюдай ее. Что еще то?
410780: ланр 17.05.2012:
Они давно делают необратимые вещи. Хотя давно пуганные уже. С их-то профессией!
410883: посторонний 17.05.2012:
Ваш Удальйов и Навальный живут виртуальной жизнью. У них за душой ничего нет, никаких реальных идей, программ и т.д. Они просто против и все. Им если предложат порулить, они же откажутся. Бунтовать то легче, чем работать. Мне Путин тоже не симпатичен. Но ведь никого, кто мог бы справиться снашими просторами. А москвичам, еще раз говорю, просто отжиру заняться нечем. Они же толком даже не могут сказать, что хотят
411069: Гражданин 18.05.2012:
Удальцов абсолютный левак, поэтому его программа предсказуема
а Навальный свою программу публиковал в Ведомостях http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1519747/ne_vrat_i_ne_vorovat
а у путина какая программа?
только не надо про его "статьи", которые он даже не читал
"по делам их узнаете их"
411096: а точней? 18.05.2012:
Саша!
=Основное требование такое- соблюдайте конституцию=
А как это сделать?
Допустим там сказано что каждый может иметь любые убеждения и действовать в соответствии с ними. И одновременно сказано, например, что " не допускается пропаганда и агитация возбуждающая расовую, социальную..." и т.д. и т.п.?
И как быть?
Как например фашист может соблюсти конституцию и действовать в соответствии со своими убеждениями? Как ему убедиться в том что он живет в свободной стране?
411101: Саша! 18.05.2012:
А точней
Читайте конституцию. Там все написано. Соблюдайте ее. Если что то непонятно, есть кодексы. Есть к этим кодексам коментарии.
Фашистская теория запрещена судом как экстремисская. Быть фашистом нельзя.
Это по закону. Это по конституции.
411107: Vigoss 18.05.2012:
На мой взгляд, вся эта высокопарная болтовня мало имеет отношения к реальности - чтобы этот ученый не вещал, дела в стране от этого не поменяются. И скорее крыса, начитавшаяся книжек - это он сам.
П.С. - я не поклонник путена, но подобные умники всегда раздражали.
411136: Поларис 18.05.2012:
Параноя очевидная. Правильно Эдик Лимонов сказал про Удальцова - "...физический наглец с психологией сержанта...".
411186: гым 18.05.2012:
Поларис
А не про местного Сашу! ?
411195: рвс 18.05.2012:
Поларис. А Лимонов это сказал когда лежал в одной постели с Шендеровичем и они ждали Катю.
411290: Mich 18.05.2012:
Конституционный суд РФ постановил, что организатор публичного мероприятия не может быть привлечен к административной ответственности за одно лишь формальное несоответствие заявленного и реального числа участников.
411411: Привет либерасне 19.05.2012:
тот кто больше знает и больше работает и живёт лучше, а не на том, что все одинаковы и должны жить однаково. ==
Вам либерастам ничего не светит в РОссии, жаль вы этого не понимаете. Что в понятии либерасни значит "жить лучше"? А вот что: иметь дом, машины, жрать в ресторанах, ездить заграницу, иметь любовниц и дармовую рабсилу чтобы все это обеспечивать - всего чем больше тем лучше. И ничего что рядом в халупах их будут ненавидеть. Вот что такое либерасня по-русски. И даже самый темный народ это - чувствует. И никогда не пойдет за вами, хахаха, ну неужели же вы. сами. этого. не понимаете?!
411413: Привет либерасне 19.05.2012:
По теме - не стоит загонять Путина в угол, дать ему шанс сохранить достоинство, хотя бы остатки его. Просто из соображений своей безопасности. Другого выбора просто нет, ну или кровь и хаос.. Оба выбора не ахти, но других нет у нас.
411429: ОД 19.05.2012:
Про надвигающийся конец путина говорят и другие умные дядьки - Соловьёв, Фурсов, Крылов, Павловсий, Севостьянов и т.д. Мне кажется, что крыса только и занята тем, что штудирует их работы и пытается найти выход. Вон - последнее назначение на Урале полпредом какого-то хмыря или у нас - цирк с Ерощенко. Типа нестандартные ходы. На мой взгляд - паника налицо. И замочат крысу, похоже свои, пока на самом деле дров не наломала.
411433: Саша! 19.05.2012:
Эй " Света из Иваново" где ты? Тебя Путин министром культуры назначил!
411434: Подрабинек 19.05.2012:
"...Похоже, он убежден, что абсолютная власть в его руках - это не только удовольствие для него самого, но и благо для всей России. Лакейское политическое окружение и услужливая пресса охотно поддерживают в нем эту уверенность. Он настолько вжился в образ хозяина страны, что напрочь забыл о законах, ограничивающих президентскую власть.
О том, почему Путин отказался ехать на саммит G8 в резиденции президента Обамы в Кэмп-Дэвиде, очень точно написала Юлия Латынина. Однако мало кто обратил внимание на конституционную несуразность отговорки. Ссылка на "необходимость завершить формирование кабинета министров в новом российском правительстве" не только нелепа, поскольку этим должен заниматься премьер-министр Дмитрий Медведев (которого Путин послал в США вместо себя), но и противоречит конституционным нормам о полномочиях президента. Может быть, сегодня это для многих
прозвучит удивительно, но по Конституции власть президента РФ отнюдь не безгранична.
Ни в одной из четырнадцати статей Конституции, регламентирующих деятельность президента России, нет даже намека на то, что президент может руководить министерствами и федеральными службами или назначать в них по своему усмотрению чиновников и министров. Это исключительные полномочия правительства. Конституция предоставляет президенту право назначать только председателя правительства, и то с согласия Государственной думы. Назначать же и освобождать от должности федеральных министров он может только по предложению председателя
правительства. (Чем, вероятно, и будет занят премьер-министр, находясь в США!) Еще Конституция разрешает президенту назначать и освобождать от должности своих полномочных представителей, высшее командование вооруженных сил, послов и федеральных судей. Вот, собственно, и все, список исчерпывающий. Так записано в главе 4 Конституции, той самой, на которой 7 мая Путин приносил свою присягу, в третий раз вступая в должность президента.
Разумеется, ничего нового в этих антиконституционных заявлениях нет. Эта глава из истории узурпации власти началась 9 марта 2004 года, когда президент Путин издал указ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Тогда он разделил органы исполнительной власти на те, которыми руководит президент, и те, которыми руководит правительство. Президенту он оставил МВД, МИД, Министерство обороны, МЧС, Министерство юстиции, Службу внешней разведки, ФСБ, Федеральную службу охраны, Федеральную миграционную службу, Федеральную
службу по контролю за оборотом наркотиков и еще 10 не столь важных федеральных служб и агентств. Всего в хозяйстве президента оказалось 20 федеральных учреждений исполнительной власти. У правительства осталось 51 учреждение. Указ грубо противоречил Конституции, но никто его не оспорил.
Мы в России свыклись с тем, что любой представитель власти, от рядового омоновца до президента страны, с легкостью и без последствий нарушает Конституцию. Свыкся с этим и Владимир Путин. Поэтому, оправдывая свое трусливое нежелание оказаться в обществе честно избранных лидеров западных стран, он пользуется предлогом не только глупым, но и отчетливо противозаконным. Может быть, на Западе к этому тоже скоро привыкнут.
411438: а точнее? 19.05.2012:
Саша!
Фашистская теория не может быть запрещена судом, так как это противоречит конституции. Аж в нескольких местах.
А все решения противоречащие конституции ничтожны кто бы их не принял.
И вообще, если суд может запретить одни взгляды, из каких-то политических соображений, то может запретить и любые другие. Если может суд, могут и другие. Ведь перед законом все равны. Тогда, получается, вся наша демократия это овечья шкура напяленная на волка.
411440: неа 19.05.2012:
Vik
У нас буржуазия в достаточном количестве. Буржуазную идеология и буржуазные ценности у нас в избытке.
И все наше воспитание сугубо буржуазное. Его не требуется никак реализовывать, оно реализуется само в чем его великое превосходство перед прочими. А вы как раз продемонстрировали что не отличаете буржуазное от прочего.
"Кто больше работает тот живет лучше" - это не буржуазное, а самое что ни на есть тоталитарное воспитание. Это пресловутое совковое " Каждому по труду". Голимый коммунизм. Повторяю, буржуазное воспитание осуществлять не требуется. Оно идет само собой рыночным путем. А вбивание какой-либо идеологии, в виде воспитания - это тоталитарное. Не наш метод.
411451: гым 19.05.2012:
Эко как идиоты возбудились - бывший начальник цеха может и работу делать заставит. А либерасты и понятия не имеет, что это такое - работать.
411452: гым 19.05.2012:
http://i.imgur.com/wS2Xy.jpg - пикчер либераста.
411456: Иркутянка 19.05.2012:
411451: гым 19.05.2012:
Начальники цеха бывают разные.
Что-то я сомневаюсь в профессионализме этого начальника. Уж больно хорошо он лижет одно место.
411459: гым 19.05.2012:
"иркутянка" (ой ли?)
Пока с лизанием у тебя явные успехи.
411462: Вован 38.ru 19.05.2012:
411459: гым
А ты, однако, мировое светило в части лизания?
Тогда тебя надо советником в серый дом пристроить!
411467: Саша! 19.05.2012:
Иркутянка
Не обращай внимание. Этого сумашедшего тролля гым, раз 10 уже банили под другими никами- ой, ай, гы.
Я в свое время привлекал его за хищение социалистической собственности.
411489: гым 19.05.2012:
Увы, Вован, с лизанием у меня никак, я и без тебя и таких лизунов, как ты, и не знал об этом, да и сейчас не очень представляю.
Разве по моему коту.
А для подонков это в порядке вещей?
411492: Кэп 19.05.2012:
Ну, какой-то лезбийский кружок на бабре. Что вы всё о лизании, соскучились что-ли? Так сходите куда-нибудь. То прямо все из одного ума сделаны, а то и не поймёшь из чего... Живите дружно!!!
411495: Вован 38.ru 19.05.2012:
411492: Кэп
Видишь ли, гым является председателем неформального кружка геев и лесбиянок, и поэтому выкладывает здесь свои тупые комменты.
Почему здесь? А его с других сайтов изгнали давно, но здесь еще терпят. Пока терпят!
Гым, создай себе сайт под названием pidaryshka.ru, и выкладывайся там до усёру?
411504: Привет либерасне 19.05.2012:
"Кто больше работает тот живет лучше" - это не буржуазное, а самое что ни на есть тоталитарное воспитание.==
дурак, это не воспитание, это езда по ушам. Уж я-то знаю эту кухню. При капитализме лучше других можно жить только за счет труда других. В общем, мой выбор сделан и я встаю в свои ряды. Не буду говорить - "держитесь", время все расставит по своим местам.
Не дай строить чужое счастье на твоих костях!
Комментариев нет:
Отправить комментарий