Евгений Примаков: 2011 год и взгляд в будущее
2011 год был насыщен знаковыми событиями и заявлениями руководящих деятелей, намечающих путь России в будущее. Начну с экономики.
В прошедшем году курс на модернизацию экономики России оставался неопределенным. Многими экономическая модернизация видится как процесс, который позволит нашей стране скопировать нынешнюю ситуацию на Западе. Ряд экспертов считает, что перед Россией стоит задача попасть в постиндустриальный мир, в которым уже находятся развитые западные страны. Для перехода России в такой "постиндустриальный рай" достаточно, дескать, развить, с одной стороны, ряд прорывных технологий, например, с западной помощью в специально отстраиваемом "Сколково", а с другой - демократические институты. Но как быть с тем, что нынешняя Россия имеет слабую, неконкурентоспособную промышленность, особенно машиностроение?
Думаю, что заявление Владимира Путина о неизбежности реиндустриализации нашей страны можно считать альтернативой "прыжку" России в постиндустриальный мир. Однако важно развернуть идею реиндустриализации в продуманную промышленную политику, в "дорожную карту" движения к новой промышленной базе России на основе высших мировых технико-технологических достижений.
Отметим важность изучения при новой индустриализации России опыта развитых стран, добившихся больших успехов в освоении научно-технического прогресса. При этом, однако, нельзя абстрагироваться от наших собственных достижений в советский период.
Чтобы провести новую индустриализацию такой огромной, самой большой в мире по территории страны, нужна новая экономическая модель. И речь идет не только о том, чтобы слезть с сырьевой иглы, развить на инновационной основе промышленность, сельское хозяйство. Нужно решительно выкорчевать те пережитки 90-ых годов, которые проросли и в сегодняшнюю Россию.
Можно считать основным злом сращивание государственных служащих, в том числе высоких рангов, с бизнесом, что открывает широкий простор для коррупции, которая разъедает всю страну. Она образует почву для неверия властям все возрастающего числа российских граждан. Для борьбы с этим злом предпринимаются меры, говорится и о необходимости декларирования чиновниками их расходов. Однако необходимо сделать акцент на ратификации без всяких изъянов Конвенции ООН против коррупции. Речь идет о нератифицированной 20 статье Конвенции. В этой статье определяется понятие "незаконного обогащения", которое как раз и должно рассматриваться как разница между задекларированными доходами и расходами.
В целом, далеко не в полную силу используются те инструменты контроля, которыми мы располагаем. Слаб парламентский контроль за исполнительной властью. Отсутствуют жесткие механизмы применения санкций по заключениям Счетной палаты. Нет обязательного расследования по выступлениям СМИ о сращивании госслужащих с бизнесом - либо самих, либо через своих родных и близких.
Поспешные отставки лиц, несущих прямую ответственность за широкое проникновение коррупции в экономику, обоснованны. Обоснованно и заведение ряда уголовных дел. Главное, однако, в том, чтобы искоренить сами коррупционные схемы, а серьезного продвижения здесь пока не началось.
Владимир Путин сделал немало для того, чтобы продолжением так называемых реформ 1990-х годов не стал приход олигархов к власти. В настоящее время предстоит не менее важная работа против монополий в экономике, повсюду внедряемых крупными предпринимательскими структурами. Владимир Путин назвал приоритетной задачей на предстоящий период также "вывод национальной экономики из офшорной тени". Без решения этих двух задач трудно представить себе не только модернизацию российской экономики, но и будущее страны.
Главным внутриполитическим событием минувшего года в России были выборы в Государственную Думу. Их результаты означают по большому счету усиление тенденции к укреплению левоцентристских сил в стране. Тенденция к левоцентризму в России очень сильна - и традиционно-исторически, и потому, что наша экономика сознательно ориентируется на решение социальных задач населения. "Единая Россия", вспомним, создавалась как правоцентристская, консервативная партия. Правда, руководство "Единой России" сделало ряд шагов влево, но это коренным образом не меняет ситуацию. "Единая Россия" продолжает колебаться между позициями "государственников" и либералов.
Слева от центра две партии, пользующиеся поддержкой значительной части населения, - в первую очередь КПРФ, а теперь и "Справедливая Россия". Их сближение могло бы выдвинуть на политическую арену силу, конкурирующую с "Единой Россией" за конституционный приход к власти. В одиночестве ни у КПРФ, ни у эсеров, очевидно, это не получится.
О выборах президента России, которые состоятся менее чем через два месяца. Оптимальной фигурой на этих выборах считаю В.В. Путина, и не потому, что другие претенденты на президентский пост недостойны. У каждого из них есть привлекательные черты - у кого больше, у кого меньше. Но для сегодняшней России, по моему глубокому убеждению, кандидатура Путина предпочтительна. Как у каждого политического деятеля у Владимира Путина были промахи. Но главное в том, что Владимир Путин показал себя однозначно в качестве борца с терроризмом, за территориальную целостность нашей страны, за ее эволюционное без всяких разрушительных "цветных революций" развитие, за экономическую устойчивость в условиях мирового кризиса, за улучшение жизни населения, за безопасность России. Одной из его черт является сочетание последовательности в отстаивании принципиальных позиций и отсутствия упертости, когда жизнь заставляет менять подходы, принятые им самим. Разве не об этом говорит, например, провозглашенная Владимиром Путиным необходимость возвратиться к избранию губернаторов.
Иногда Путина наделяют чертами ему несвойственными. Нужно сказать, что на Западе это делается часто сознательно. Примером могут служить многочисленные публикации, в которых его представляют в качестве агрессивного лидера, чуть ли не готового разрушить мосты с Западом. Мне кажется, что я достаточно хорошо знаю Владимира Путина, те ценности, которые лежат в основе его внешнеполитического мышления. С одной стороны - и мы это видим - он стремится укреплять обороноспособность России, боеспособность армии, авиации, военно-морского флота. Этому служит повышение денежного обеспечения военнослужащих и предоставление армии самого современного оружия. Надеюсь, что в случае избрания Владимир Путин внесет коррективы и в далеко не всеми поддерживаемую реформу в армии. С другой стороны, все это ни в коей мере не означает, что он будет вести дело к гонке вооружений или холодной войне.
Но все перечисленное не исключает того, что Путин в случае его избрания президентом должен приобрести и новые черты лидера. Обстановка в стране ощутимо меняется. Накапливается недовольство тем, что провозглашаемые задачи зачастую не решаются, что необходимые меры обновления слишком медленно и далеко не в полном объеме претворяются в жизнь.
Ряд мер по демократизации общественной жизни уже намечен к осуществлению двумя нынешними руководителями, но пока это лишь направления, контуры. Вновь избранному президенту и новому председателю правительства нужно быть готовыми наполнить их конкретным, с учетом настроений в обществе, содержанием. Предвыборная гонка в разгаре. Ее нормальную напряженность кое-кто хочет перевести в антипутинскую кампанию. Это делается, уверен, не другими кандидатами в президенты, а группой лиц, стремящихся привлечь под антигосударственные знамена тех, кто справедливо или несправедливо недоволен существующими порядками на местах или в России в целом. Не задумываясь об интересах России, группа организаторов антипутинской кампании поглощена ловлей сигналов, подаваемых из-за рубежа.
В прошедшем году курс на модернизацию экономики России оставался неопределенным. Многими экономическая модернизация видится как процесс, который позволит нашей стране скопировать нынешнюю ситуацию на Западе. Ряд экспертов считает, что перед Россией стоит задача попасть в постиндустриальный мир, в которым уже находятся развитые западные страны. Для перехода России в такой "постиндустриальный рай" достаточно, дескать, развить, с одной стороны, ряд прорывных технологий, например, с западной помощью в специально отстраиваемом "Сколково", а с другой - демократические институты. Но как быть с тем, что нынешняя Россия имеет слабую, неконкурентоспособную промышленность, особенно машиностроение?
Думаю, что заявление Владимира Путина о неизбежности реиндустриализации нашей страны можно считать альтернативой "прыжку" России в постиндустриальный мир. Однако важно развернуть идею реиндустриализации в продуманную промышленную политику, в "дорожную карту" движения к новой промышленной базе России на основе высших мировых технико-технологических достижений.
Отметим важность изучения при новой индустриализации России опыта развитых стран, добившихся больших успехов в освоении научно-технического прогресса. При этом, однако, нельзя абстрагироваться от наших собственных достижений в советский период.
Чтобы провести новую индустриализацию такой огромной, самой большой в мире по территории страны, нужна новая экономическая модель. И речь идет не только о том, чтобы слезть с сырьевой иглы, развить на инновационной основе промышленность, сельское хозяйство. Нужно решительно выкорчевать те пережитки 90-ых годов, которые проросли и в сегодняшнюю Россию.
Можно считать основным злом сращивание государственных служащих, в том числе высоких рангов, с бизнесом, что открывает широкий простор для коррупции, которая разъедает всю страну. Она образует почву для неверия властям все возрастающего числа российских граждан. Для борьбы с этим злом предпринимаются меры, говорится и о необходимости декларирования чиновниками их расходов. Однако необходимо сделать акцент на ратификации без всяких изъянов Конвенции ООН против коррупции. Речь идет о нератифицированной 20 статье Конвенции. В этой статье определяется понятие "незаконного обогащения", которое как раз и должно рассматриваться как разница между задекларированными доходами и расходами.
В целом, далеко не в полную силу используются те инструменты контроля, которыми мы располагаем. Слаб парламентский контроль за исполнительной властью. Отсутствуют жесткие механизмы применения санкций по заключениям Счетной палаты. Нет обязательного расследования по выступлениям СМИ о сращивании госслужащих с бизнесом - либо самих, либо через своих родных и близких.
Поспешные отставки лиц, несущих прямую ответственность за широкое проникновение коррупции в экономику, обоснованны. Обоснованно и заведение ряда уголовных дел. Главное, однако, в том, чтобы искоренить сами коррупционные схемы, а серьезного продвижения здесь пока не началось.
Владимир Путин сделал немало для того, чтобы продолжением так называемых реформ 1990-х годов не стал приход олигархов к власти. В настоящее время предстоит не менее важная работа против монополий в экономике, повсюду внедряемых крупными предпринимательскими структурами. Владимир Путин назвал приоритетной задачей на предстоящий период также "вывод национальной экономики из офшорной тени". Без решения этих двух задач трудно представить себе не только модернизацию российской экономики, но и будущее страны.
Главным внутриполитическим событием минувшего года в России были выборы в Государственную Думу. Их результаты означают по большому счету усиление тенденции к укреплению левоцентристских сил в стране. Тенденция к левоцентризму в России очень сильна - и традиционно-исторически, и потому, что наша экономика сознательно ориентируется на решение социальных задач населения. "Единая Россия", вспомним, создавалась как правоцентристская, консервативная партия. Правда, руководство "Единой России" сделало ряд шагов влево, но это коренным образом не меняет ситуацию. "Единая Россия" продолжает колебаться между позициями "государственников" и либералов.
Слева от центра две партии, пользующиеся поддержкой значительной части населения, - в первую очередь КПРФ, а теперь и "Справедливая Россия". Их сближение могло бы выдвинуть на политическую арену силу, конкурирующую с "Единой Россией" за конституционный приход к власти. В одиночестве ни у КПРФ, ни у эсеров, очевидно, это не получится.
О выборах президента России, которые состоятся менее чем через два месяца. Оптимальной фигурой на этих выборах считаю В.В. Путина, и не потому, что другие претенденты на президентский пост недостойны. У каждого из них есть привлекательные черты - у кого больше, у кого меньше. Но для сегодняшней России, по моему глубокому убеждению, кандидатура Путина предпочтительна. Как у каждого политического деятеля у Владимира Путина были промахи. Но главное в том, что Владимир Путин показал себя однозначно в качестве борца с терроризмом, за территориальную целостность нашей страны, за ее эволюционное без всяких разрушительных "цветных революций" развитие, за экономическую устойчивость в условиях мирового кризиса, за улучшение жизни населения, за безопасность России. Одной из его черт является сочетание последовательности в отстаивании принципиальных позиций и отсутствия упертости, когда жизнь заставляет менять подходы, принятые им самим. Разве не об этом говорит, например, провозглашенная Владимиром Путиным необходимость возвратиться к избранию губернаторов.
Иногда Путина наделяют чертами ему несвойственными. Нужно сказать, что на Западе это делается часто сознательно. Примером могут служить многочисленные публикации, в которых его представляют в качестве агрессивного лидера, чуть ли не готового разрушить мосты с Западом. Мне кажется, что я достаточно хорошо знаю Владимира Путина, те ценности, которые лежат в основе его внешнеполитического мышления. С одной стороны - и мы это видим - он стремится укреплять обороноспособность России, боеспособность армии, авиации, военно-морского флота. Этому служит повышение денежного обеспечения военнослужащих и предоставление армии самого современного оружия. Надеюсь, что в случае избрания Владимир Путин внесет коррективы и в далеко не всеми поддерживаемую реформу в армии. С другой стороны, все это ни в коей мере не означает, что он будет вести дело к гонке вооружений или холодной войне.
Но все перечисленное не исключает того, что Путин в случае его избрания президентом должен приобрести и новые черты лидера. Обстановка в стране ощутимо меняется. Накапливается недовольство тем, что провозглашаемые задачи зачастую не решаются, что необходимые меры обновления слишком медленно и далеко не в полном объеме претворяются в жизнь.
Ряд мер по демократизации общественной жизни уже намечен к осуществлению двумя нынешними руководителями, но пока это лишь направления, контуры. Вновь избранному президенту и новому председателю правительства нужно быть готовыми наполнить их конкретным, с учетом настроений в обществе, содержанием. Предвыборная гонка в разгаре. Ее нормальную напряженность кое-кто хочет перевести в антипутинскую кампанию. Это делается, уверен, не другими кандидатами в президенты, а группой лиц, стремящихся привлечь под антигосударственные знамена тех, кто справедливо или несправедливо недоволен существующими порядками на местах или в России в целом. Не задумываясь об интересах России, группа организаторов антипутинской кампании поглощена ловлей сигналов, подаваемых из-за рубежа.
***
Заключительная часть доклада Евгения Примакова посвящена "миру, в котором мы живем". Среди рассматриваемых проблем: "Беспочвенны разговоры о наступающей рецессии в США"; положение в Евросоюзе и те уроки, которые следует нам учесть в развитии интеграционного процесса в рамках СНГ; "арабская весна" и ее использование в своих целях США и их союзниками; есть ли основания считать, что "уже достигнута новая эра в российско-американских отношениях".Евгений Примаков
Создаётся впечатление, что Примаков либо не учил работы основоположника марксизма - лененизма, либо напрочь забыл постулат о неизбежном сращивания власти и капитала. Ленин написал много пурги высосанной из пальца, но не в этом случае. Остановить это сращивание при капиталистическом строе не могут никакие законы и следовательно не сменив политического строя победить нет никаких возможностей и коррупция добьёт существующую власть в России.
Второе. По поводу сращивания двух направлений политических штрейбрехеров и проституток коммунистов и справедливоросов и создание ими единой структуры. Такой кульбит вполне возможен, но он их не спасёт от политической смерти. Тем более, что коммунисты как теперяшние, так и перекрасившиеся во все цвета и их наследнички не ответили за убийство десятков миллионов людей в СССР. А отвечать так и так прийдётся.
Казак Гудвин.
Создаётся впечатление, что Примаков либо не учил работы основоположника марксизма - лененизма, либо напрочь забыл постулат о неизбежном сращивания власти и капитала. Ленин написал много пурги высосанной из пальца, но не в этом случае. Остановить это сращивание при капиталистическом строе не могут никакие законы и следовательно не сменив политического строя победить нет никаких возможностей и коррупция добьёт существующую власть в России.
Второе. По поводу сращивания двух направлений политических штрейбрехеров и проституток коммунистов и справедливоросов и создание ими единой структуры. Такой кульбит вполне возможен, но он их не спасёт от политической смерти. Тем более, что коммунисты как теперяшние, так и перекрасившиеся во все цвета и их наследнички не ответили за убийство десятков миллионов людей в СССР. А отвечать так и так прийдётся.
Казак Гудвин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий